Самая распространённая точка зрения — это то, что течение времени во сне точно такое же, как и в реальности. Случаи долгих сновидений, очевидно не вписывающихся в то, сколько времени прошло (или могло пройти) на самом деле, обычно объясняются «эффектом монтажа», когда события на самом деле не происходили, а являлись лишь частью сюжета, а зачастую и вовсе сопровождалось эффектом «Прошло несколько дней», когда по сюжету прошло много времени, но вот никаких реальных действий не производилось или же реально из этих дней снилось лишь несколько сцен. Часто эта точка зрения подкрепляется авторитетом Лаберже, который как-то провёл эксперимент на эту тему и пришёл к выводу, что течение времени в сновидениях такое же как в реальности.
Так ли это на самом деле и насколько верен вывод Лаберже?
Давайте начнём с того, а в чём суть таких экспериментов? Просто полагаться на субъективную оценку нельзя. «Думаю, что сон длился 2 месяца» — это не оценка. Надо считать действия, которые там происходят, и именно так и делают. И если у Лаберже получалось, что осуществляемые действия заняли столько же времени, сколько и в реальности, то, например, в эксперименте Даниэля Эрлахера и Михаэля Шредла1 получилось, что время на счёт действительно равно времени в реальности, однако моторная активность занимает больше.
Еще более интересные и впечатляющие результаты были получены Мильтоном Эриксоном. Участники его экспериментов по растяжению времени входили в состояние, функционально эквивалентное ОСиСБ, с помощью гипноза, и занимались какой-нибудь однообразной активностью, поддающейся счёту, например, сбором цветом.
Основной результат, который интересует нас в контексте ОС и родственных состояний, это то, что экспериментаторам удалось добиться впечатляющего эффекта растяжения времени. Например, в заданиях на сбор цветов за 10 секунд реального времени (ВпЧ) участники собирали от 28 до 140 цветов, а один участник за 15 секунд ВпЧ набрал аж 973! Участникам также удалось выполнить и задания на конечные действия, причём если кому-то не удавалось уложиться в отведённое время (обычно 10 секунд) в первый-второй раз, то у него получалось в следующие разы.
Из этого мы можем заключить, что количество событий, которое может произойти в сновиденном мире за единицу реального времени, не обязательно равно количеству реальных событий за ту же единицу реального времени. Причина, по которой время в сновидении примерно равно времени в реальном мире, скорее всего, связано с «привычкой». Также, как мы в начале сновиденной практике по привычке продолжаем совершать многие действия также как в реальном мире, также как мы в сновидении имеем тело, более-менее схожее с реальным, хотя это совершенно необязательно, так и скорость течения времени в сновидении примерно — но скорее всего не слишком точно — совпадает со скоростью течения времени в реальном мире.
А если дело в привычке, то значит, что принципиальных ограничений на растяжение времени в сновидении нет2, и этот навык поддается тренировке.
1 Time required for motor activity in lucid dreams
2 Кроме некоторых видов активности, например, связанных с математикой (см. Растяжение времени под гипнозом: эксперименты Милтона Эриксона).
]]>Самая распространённая точка зрения — это то, что течение времени во сне точно такое же, как и в реальности. Случаи долгих сновидений, очевидно не вписывающихся в то, сколько времени прошло (или могло пройти) на самом деле, обычно объясняются «эффектом монтажа», когда события на самом деле не происходили, а являлись лишь частью сюжета, а зачастую и вовсе сопровождалось эффектом «Прошло несколько дней», когда по сюжету прошло много времени, но вот никаких реальных действий не производилось или же реально из этих дней снилось лишь несколько сцен. Часто эта точка зрения подкрепляется авторитетом Лаберже, который как-то провёл эксперимент на эту тему и пришёл к выводу, что течение времени в сновидениях такое же как в реальности.
Так ли это на самом деле и насколько верен вывод Лаберже?
]]>Я уже писал о понятии «растяжение времени» применительно к сновидениям. В той статье говорилось, что самая распространённая точка зрения объясняет, что данный феномен объясняется «эффектом монтажа», а время в сновидении соответствует времени в реальности. Вместе с тем приводились примеры, которые (если они имели место в действительности) опровергают предположение, что растяжение времени невозможно в принципе.
Действительно, «эффект монтажа» и общая тенденция переоценивать длительность событий в сновидениий достаточно распространены, однако только на их основании утверждать о невозможности рассматриваемого феномена нельзя. С другой стороны, хотя периодически опытные сновидцы сообщают об опытах, которые сложно объяснить вышеуказанными причинами, никакого систематического исследования на эту тему не проводилось, поэтому каких-то убедительных свидетельств в пользу существования растяжения времени не было.
Однако некоторое время назад мне в руки попала книга «Time Distortion in Hypnosis», практически полная посвящённая данному вопросу, и хотя речь там шла не о сновидениях, состояние, в котором находились участники эксперимента, было функционально похожим, а технология входа в него была схожа с некоторыми методами достихения «астральной проекции», которые с точки зрения светской сновиденной школы являются эзотерическим эквивалентом ОСиСБ.
Прежде чем перейти к изложению экспериментов, проведённых Мильтоном Эриксоном и Линн Купер, для удобства изложения следует задать несколько терминов.
Таким образом субъективное растяжение времени — это когда АСВ значительно превышает ВпЧ, а истинное растяжение времени — это когда АОВ значительно превышает ВпЧ.
Испытуемые вводились в трансовое состояние, в котором они оказывались в «сгаллюционированном мире», т.е. в пространстве, созданном мозгом. Описание, данные в книге, соответствуют описаниям качественных ОСов, особенно отмечается сохранение ясного мышления и возможно совершать осмысленные поступки. Отмечается, что обычные сновидения изрядно проигрывают.
Вход в это состояние получался не сразу — хотя участие гипнотизёра облегчало вхождение, сначала участникам пришлось тренироваться, однако затем экспериментаторы могли очень быстро вводить в транс участников (и также быстро их выводить).
При вводе в транс давалось задание, которое обуславливало направленность того, что участник делал, находясь в нём. Выйдя из транса (а в некоторых экспериментах и во время него) экспериментаторы получали отчёт и субъективную оценку того, сколько продолжался сон (АСВ) и сравнивали её с временем по часам и преполагаемой оценкой того, сколько эти действия заняли бы на самом деле (АОВ).
Виды экспериментов были следующие:
Основной результат, который интересует нас в контексте ОС и родственных состояний, это то, что экспериментаторам удалось добиться впечатляющего эффекта растяжения времени. Например, в заданиях на сбор цветов за 10 секунд реального времени (ВпЧ) участники собирали от 28 до 140 цветов, а один участник за 15 секунд ВпЧ набрал аж 973! Участникам также удалось выполнить и задания на конечные действия, причём если кому-то не удавалось уложиться в отведённое время (обычно 10 секунд) в первый-второй раз, то у него получалось в следующие разы.
Другой результат — это то, что звуковой сигнал, произведённый пока участник находился в трансе, находит своё отражение в субъективном иллюзорном мире. Для сновидцев это не новость, думаю, практически каждый может привести пример, когда громкие звуки каким-то образом влияли на сновидение, трансформируясь так, чтобы стать частью сюжета, однако интересно здесь то, что соблюдалось соотношение между длительностью сигнала в реальности и его длительностью (в той форме, которую он принимал с точки зрения участника в трансе) в субъективном мире. Например, сигнал подавался на 3 секунды (при том, что транс длился всего 10 секунд), а участник, с точки зрения которого опыт продолжался 10 минут, оценивал продолжительность в 3 или 4 минуты.
Стоит упомянуть и об экспериментах на решение креативных проблем. В книге описаны как те, что были поставлены в лабораторных условиях, так и опыт людей, использовавших транс и растяжение времени для своих целей. По результатам лабораторных экспериментов авторы приходят к выводу, что в субъективном иллюзорном мире хорошо моделируется всё, где может быть использован предыдущий опыт и что может быть составлено из уже известных элементов.
Например, участникам давалось задание найти решение житейской проблемы. Они входили в транс, в субъективном мире спокойно обсуждали её с кем считали нужным и получали решение, которое наяву им казалось вполне разумным. Вне рамок поставленных экспериментов описывается случай одного музыканта, который использовал данный вид транса для того, чтобы спокойно ещё раз повторить нужный кусок перед самым выступлением, в то время как в по времени реального мира на это уходило не более минуты.
Однако эксперименты показали, что не везде растяжение времени даст нужный эффект. Эксперименты показали, что в случае с решением математических задач никакой пользы растяжение времени не дано. Хотя субъективно участники имели достаточно много времени, результаты были не лучше, чем если они решали те же примеры за то короткое ВпЧ, отводившееся на транс.
Главный вывод, который можно сделать — это то, время в трансовых ОСоподобных состояниях (по крайней мере, некоторых), не обязательно привязано ко времени в реальности, поэтому принципиальных ограничений для растяжения времени нет. В рамках данной статье невозможно рассказать о всех экспериментах, поставленных командой Милтона Эриксона и Линн Купер, и выводах, сделанных ими, поэтому тем, кто заинтересовался данной темой, следует прочитать саму книгу.
Растяжение времени — это одна из самых интересных тем в сновиденном сообществе. Вопрос заключается в том, можно ли в осознанном сне так «растянуть время», чтобы за то время как в реальности пройдёт, скажем, десять минут, в ОСе прошло бы, например, полчаса.
Здесь надо определиться с тем, как мы, собственно говоря, можем определить, что «внутреннего» времени в ОСе прошло действительно больше, чем реального — ведь замерять мы его можем только в яви, тогда как во сне мы, конечно, можем создать себе часы, но большой пользы они, скорее всего, не принесут. Разумным способом в этом случае является вспоминание о том, какие события произошли в сновидении, какие действия были осуществлены и сколько примерно времени они должны были занять. Точности в этом случае ожидать не приходится, но грубую прикидку сделать можно.
Самой распространённой на данный момент точкой зрения в светском сновиденном сообществе является то, что время в ОСах соответствует реальному времени. Она в значительной степени подкреплена как эмпирическими данными, так и несколькими наблюдениями, проведённых Лаберже и некоторыми другими исследователями с использованиями технических средств.
В то же время довольно часто можно услышать, что сон занимал дольше, чем прошло времени в реальности. Обычно это объясняется т. н. «эффектом монтажа», который заключается в том, что как и в кино, часть событий во сне пропускается, например, если человеку снится, что он пошёл на работу, то большая часть дороги или она вся пропускается, и человек сразу оказывается там. В ОСах, конечно, эффект монтажа менее действенен, т. к. сновидец «отлавливает», что произошло на самом деле, а что нет, но вкупе с насыщенностью сновидения действием это зачастую создаёт эффект того, что прошло большее количество времени, чем на самом деле.
Ещё один аспект эффект монтажа заключается в том, что когда пропускается большой кусок, а сновидец пытается понять, что в нём случилось, то сновидение услужливо воссоздаёт нужные воспоминания, в результате чего сновидец «вспоминает», что произошло.
Насколько можно судить, о принципиальных ограничениях на данный момент неизвестно, однако и какой-то солидной теоретической базы и/или разработанных методик тоже нет. Всё, что есть — это изредка встречающиеся утверждения некоторых сновидцев о том, что у них был очень долгий ОС, длившийся день, иногда несколько, а то и ещё дольше. Самый интересный опыт, который мне удалось найти на форумах по ОС, заслуживает внимания тем, что был осуществлён опытным светским сновидцем Pedro c LD4ALL, который в нескольких «супердолгих» ОСах осуществлял связь с реальным миром с помощью техники, которая позволяла ему говорить в реальности из ОСа (это сама по себе очень интересная тема, стоящая отдельной статьи). В одном из своих постов о растяжении времени он писал:
Я экспериментировал с замедлением времени в моих снах. Недавно у меня были сновидения, которые длились несколько лет. У меня был ОС, который я заставил длиться 4 года, и я потерял осознанность через несколько дней, плывя остальное время по течению. У меня был другой сон, который длился 6 лет, в котором я был осознан всё время и мог делать всё, что хотел. Проэкспериментировав, я соглашаюсь со Стивеном Лаберже в том, что во снах применяется эффект монтажа. Время порезано на кусочки и выдаётся информация, которой достаточно для того, чтобы понять, что мы упустили и заставить нас поверить, что мы ничего не пропустили. Вот что я думаю после этих экспериментов.
Однако затем всё становится значительно интереснее:
Я работаю над тем, чтобы заставить себя говорить в реальности, когда сплю. Недавно я открыл, что это может происходить двумя образами в зависимости от временной шкалы в вашем сне. Я заметил, что иногда я говорю сверхбыстро, а в других случаях — полностью нормально. Исследовав это, я нашёл, что в 10-40 минутном сне я говорил в реале нормально. Во сне, который длился безумно долго (вроде четырёх лет) я говорю очень быстро. Я не думал, что это произойдёт, так как вы же не проживаете эти 4 года в ускоренном режиме! Вы проживаете кусочки этих 4-ёх лет так, что создаётся впечатление, что вы и правда провели 4 года во сне. Поэтому речь не должна быть ускоренной. Она должна быть на нормальной скорости, а какие-то её куски должны отсутствовать. Но это не так. Может быть, эти безумно долгие сновидения и правда были прожиты, но обработаны невероятно быстро? Может быть.
В этом высказывании интересно то, что во-первых, можно вызвать очень долгие сновидения (или которые выглядят таковыми благодаря эффекту монтажа), а также предложен способ замера времени «с той стороны», правда для этого нужно научиться говорить в реальности во время сна.
Если растяжение времени действительно возможно, то практическую ценность этого было бы трудно переоценить, так как это позволило бы радикальным образом увеличить количество времени, которое можно было бы проводить в сновиденном мире, однако на данный момент эта область малоисследована и ещё ждёт своих первопроходцев.