2009-10-23 · Исследования Онейроса
·Хороший вопрос. Здесь бы, конечно, нужно определиться с термином «сознание», но как бы то ни было — авторы статьи «Consciousness and abilities of dream characters observed during lucid dreaming» считают, что есть (с определёнными оговорками). Полностью статью на английском можно прочитать здесь, а для тех, кто испытывает трудности или просто ленится читать на языке империалистических стран, я изложу основную суть по-русски.
Для начала авторы статьи задают, что они в данном случае понимают под термином «сознание», и определяют его как принятие участия феноменального «Я» в событиях и взаимодействии с окружающими объектами со своей собственной позиции, задействуя не только восприятие, но и воображение, память и мысли. Исходя из этой точки зрения сновиденное альтер-эго, безусловно, обладает сознанием в ОС: оно наблюдает за сновиденным миром со своей позиции, обладает неплохими способностями к воспоминанию и способно мыслить рационально. Главный вопрос, поставленный в статье, заключается в том, способны ли на это другие персонажи сновидения.
В исследовании принимало 9 опытных сновидцев, которые должны были дать своим сновиденным персонажам следующие задания:
Исследование проводилось на протяжении нескольких месяцев и основывалось на 92-х осознанных снах. Учитывая субъективность отчётов, то задача считалось выполненной только если хотя бы три сновидца отчитались, что их персонажи смогли это сделать.
Основной проблемой, с которой последние столкнулись, была арифметика — персонажи продемонстрировали уровень знания, сравнимый с первоклассниками, однако в других областях они продемонстрировали выдающиеся способности, сумев не только выполнить поставленные задания, но и обнаружив ещё много интересного:
Также в статье описывается интересный способ вселения в персонажей, чтобы узнать, что они думают и ощущают в данный момент.
Авторы приходят к выводу, что проведённое исследование скорее подтвеждает, нежели опровергает заявленное предположение о наличии сознания у персонажей (как оно было определено в начале статьи), и хотя доказать это на сто процентов вряд ли преставляется возможным, в практических целях имеет смысл относится к персонажам серьёзно, как если бы они и в самом деле обладали сознанием.
1 Проще говоря, представьте, что вы стоите напротив сидящего художника и смотрите на картину сверху, также должно было быть и во сне, т.е. идея в том, будут ли рисовать или писать персонажи от своего лица.