2014-04-13 · Мозг и психика · Спектр восприятия
·В 1976 году американский психолог Джулиан Джейнс опубликовал книгу «Происхождение сознания и разрушение двухпалатного ума», в которой утверждал, что психическая деятельность людей, живших три-четыре тысячи лет назад, фундаментально отличалась от нашей. У них не было «мета-сознания» — способность к рефлексии, думать о самих себе «со стороны» и так далее. Их жизнь напоминала деятельность автоматов — в знакомой среде они действовали по заученным схемам и выработанным привычкам.
Меж тем, они не были и животными — скорее. напоминали муравьёв. Они возводили большие, по меркам того времени, города и архитектурные сооружения, пасли скот и изобрели письменность. Они воспринимали мир, но не были способны «отстраниться» от него даже на мгновение, как это делаем мы, когда оказываемся в затруднительной ситуации, например, когда встречаем что-то новое.
Эту проблема, с точки зрения Джейнса, решалась по-другому. При встрече с чем-то необычным, начинающийся стресс служил спусковым крючком для запуска механизма решения проблемы. Когда оно было найдено правым полушарием, которое специализируется на обработке новой информации, то доносило свой вердикт до левого в виде голоса, который воспринимался как голос бога. Таким образом, слуховые галлюцинации, которые в наше время считаются вредными и бесполезными, в то время (согласно концепции Джулиана Джейнса) были неотъемлимой частью психического механизма, который обеспечивал нормальную жизнь человека в частности и сообщества того времени вообще.
Согласимся сразу — идеи Джулиана Джейнса весьма спорные. Но в рамках этого цикла нас интересует не то, прав он или нет, а реакция на его теорию. Вот, например, что пишет египтолог Большаков А.О. в книге «Человек и его двойник», посвящённой египетской концепции «Ка»:
«теория Джейнса основывается прежде всего на упрощенной интерпретации литературных текстов (см. критику «двухкамерной теории»: [Иванов, 1979; Tobin, 1990]). Для автора несомненно, что человек рассматриваемой эпохи не отличался от современного анатомически и физиологически, поэтому экстремистские теории «нетождества» весьма опасны.»
Джейнс не просто неправ. Он опасен. И, наверное, его лучше изолировать от публики и научного сообщества, иначе он и подобные ему откроют двери на границе спектра восприятия в глубины океана, в котором плывут опасные корабли-невидимки и скользит в тёмных глубинах древний змей Йормунгард. Эти двери в неизвестное охраняют множество стражей — не столько от сил снаружи, сколько от любопытных обитателей внутри, ищущих выход за грань.