2010-07-23 · Теория онейронавтики · Природа осознанности во сне
·В четвёртой части была представлена идея о том, что ключевым в освоении осознанных сновидений является равитие критического мышления во сне и памяти: о сновидениях в реальности и о реальности в сновидениях. Как минимум на интуитивном уровне это и так многим было понятно, поэтому давайте перейдём к самому главному, а именно к практическим выводам.
Если принять идею о том, что суть осознанности во сне (т.е. способности осознавать, что происходящее вокруг — это сновидение) зависит от памяти и способности к критическому мышлению, то очевидно, что с этой точки зрения такие идеи как «накопление энергии», «постоянная осознанность» и другие оказываются малополезными, так как в данном случае уместнее говорить о тренировке и улучшении памяти, а методы, предлагаемые этими подходами имеет смысл пересмотреть, и первым логичным кандидатом для этого является, конечно же, перепросмотр.
Данная техника является одной из основных для «набора энергии» согласно Кастанеде, однако в наборе ли энергии дело? Вероятно, что основная помощь, которую она может оказать сновидцу, заключается в тренировке памяти.
Другой интересной в этом плане методикой является картография сновидений. Хотя вокруг неё много мистического тумана, в первую очередь это средство для тренировки сновиденной памяти аналогичное ведению дневника сновидений (о чём, кстати, писал и сам её изобретатель).
Главное, что мы можем вывести, основнываясь на идее о роли памяти в осознании — это направление тренировок. Очевидно, что если именно она играет главную роль, то основной упор необходимо делать на её развитие. Действовать здесь можно в нескольких направлениях.
Первое направление разработано достаточно хорошо: существует достаточно много методов для тренировки сновиденной памяти, описание которых легко найти (например, тут). А вот со вторым не очень, хотя очевидно, что развитие памяти о реальности в сновидении не менее полезно, чем развитие памяти о сновидении в реальности (скажите это быстро и без запинок :) ). Чтобы восполнить этот пробел, соответствующему упражнению будет посвящена отдельная заметка.