2022-11-09 · Онейрография · Марсельский ключ
·По сравнению со стандартной колодой таро имеет ещё одну дополнительную масть: старшие арканы. С исторической точки зрения можно предположить, что старшие арканы формировались независимо от четырёх основных, однако впоследствии были объединены в одну колоду.
Есть разные интерпретации такого совмещения. С игровой точки зрения старшие арканы представляют собой масть козырей: вспомните, что во многих карточных играх одна масть произвольным образом назначается козырной; в играх, использующих игральную таро-колоду, козырной мастью являются как раз старшие арканы.
Герметическая интерпретация завязана на концепцию классических стихий: если четыре основных масти — это воздух, огонь, вода и земля, то старшие арканы представляют «пятый элемент» эфир. Как бы то ни было, для наших целей старшие арканы полезны тем, что позволяют кодировать особенные события и топосы сновиденного мира. Ниже будут даны некоторые возможные трактовки, но не забывайте, что мы используем здесь Марсельское таро не как переданную нам кем-то уже сложившуюся систему с неизменными значениями, а как способ кодирования содержимого сновидения, который можно и нужно подгонять «под себя».
Дурак, Шут или Безумец — это т.н. «нулевой аркан», который не имеет номера и стоит особняком от остальных старших арканов. Он используется для того, чтобы обозначить начало сновидения, когда сновидец знает, что до этого было что-то ещё, но он не помнит, что именно.
Поскольку «Солнце» в таро часто ассоциируется с сознанием и осознанности, то им весьма уместно отмечать момент осознания во сне.
Подходящим значением для этого аркана, связанного с иллюзиями и заблуждениями, может быть ложное пробуждение.
Сновидение может начаться с входа в него — например, на пробуждении. Поскольку в традиционном оккультизме сфера звёзд ассоциировалась с «астралом», то этот аркан можно использовать для обозначения того, что сновидение началось с входа в него из бодрствования.
При желании можно отмечать и пробуждение, для чего подходит «Мир», замыкающий цепочку старших арканов.
Кроме моментов пробуждения и осознания, старшие арканы могут отмечать важные места на карте сновидения. Однако мест на сновиденной карте много, а количество арканов ограничено. Какие критерии выбрать для отбора?
В цикле «Астрология и картография» было предложено разделить карту на двенадцать секторов.
Поскольку пять арканов уже занятно, то у нас остаётся 17. Практика картографии показывает, что основная проблема связана с достижением краёв карты, поэтому в идеале, нам нужно найти как минимум по одному топосу в каждом секторе — лучше всего во внешнем круге, при этом особый интерес представляют топосы, которые соединяют центральный сновиденный шар с другими. Например, таким топосом является Мегамост со Стражем. И при этом ещё пять арканов у нас остаётся для других интересных мест. Приведём некоторые возможные соответствия.
Важным элементом сновиденного мира является «Большое здание», и этот аркан идеально подходит для его обозначения. Большое здание как раз попадает в категорию «других интересных мест», так как на данный момент нет полной уверенности в том, к какому сектору его отнести, да и находится оно не во внешнем круге.
Другое место, популярное у сновиденных картографов, — это Мост с охраняющим его стражем. Область за Мостом в мифологии была связана с миром мёртвых, поэтому аркан «Смерть», соединяющий в себе оба этих мотива, особенно хорошо подходит. Сектор 7-III.
Один из практикумов Хакеров Сновидений был посвящён «пустыне Йондо», проводимый ХСами. Я сам не бывал в этом регионе, однако она её описание региона с Мостом совершенно верно, включая момент с идущей в Замостье автомобильной дорогой, о котором можно было узнать только из реальной практике, а не, скажем, из анализа мифологических источников (если проецировать их на сновиденный мир). Поэтому можно исходить из того, что и здесь их описание верно. Согласно нему путь в Йондо преграждает пирамида «Ранящего», и по совокупности аркан «Дьявол» подходит здесь больше, чем «Смерть». Обратите внимание на привязанных мужчину и женщину — это хорошо соотносится с предполагаемой судьбой тех, кто проигрывает битву с «Ранящим».
С одной стороны двор был открытым, но никто не мог убежать, и все пленники толпились одной большой кучей.
Каждую ночь, засыпая, эти люди попадали в свое узилище, проиграв битву со стражем. Очевидно, по жизни они не помнят своих снов, хотя в молодости имели яркие сновидения. Такой плен полностью лишил их возможности сновидеть. Мясник – опасный и ужасающий страж.«Опасное путешествие в пустыню Йондо»
Предположительное местонахождение — сектор 4-III.
Этим арканом можно обозначать находящуюся в секторе 8-III «воронку смерти».
В 9-ом секторе ближе к границе сновиденной карты находится Храм. Назначим ему V аркан «Иерофант» (или «Папа»).
В секторе 10-III находится Завод. Поскольку в астрологии 10-ый сектор связан с земной властью, то соответствующим Заводу арканом назначен «Император».
Читатель может продолжить этот ряд, исходя из собственной практики и потребностей. Здесь, однако, можно спросить, а даёт ли нам это что-то, кроме собственно кодирования содержания сновидений? Даёт. Изначальный Пасьянс Медичи имел важную особенность — сходимость (или несходимость). Её можно использовать и для Марсельского ключа, поэтому в следующий раз мы её и рассмотрим.