Онейрон

Сновидения, искусство памяти и гиппокамп

Теорий, посвященных тому, почему человек видит сны и зачем они нужны, много, и время от времени появляются новые. Недавно я наткнулся на ещё одну, которая мне показалась довольно остроумной и имеющей пересечения с практикой картографии.

Статья, о которой пойдёт речь, называется «Such stuff as dreams are made on? Elaborative encoding, the ancient art of memory, and the hippocampus»1 и была опубликована в журнале «Behavioral and brain sciences» ещё в 2013 году. В ней Сью Ллевелин начинает с того, что излагает вводную информацию о старинном искусстве памяти, с помощью которого в античности и средневековье ораторы и интеллектуалы запоминали большие объёмы информации. Например, речь, которую нужно произнести перед Сенатом, или содержание философского трактата.

Как кодируется информация с помощью искусства памяти? Ключевой метод — это метод локаций. Вы выбираете какое-то подходящее место, и, мысленно идя по нему, расставляете различные визуальные образы, скомпонованные необходимым образом. Например, вы хотите запомнить список продуктов. Вы представляете как идёте по квартире, начиная от входной двери. Первым делом, прямо рядом с дверью вы помещаете огромный апельсин, перемещаетесь в комнату и кладёте на кровать большую картофелину, а на стол — здоровенное яйцо. Но, допустим, вы ещё хотите запомнить, что вам не просто надо купить яиц, а ещё и то, что надо взять ровно два десятка. Есть разные системы кодирования чисел в визуальные образы. В одной из них двадцать — это дом, поэтому можно визуализировать, что на столе лежит яйцо, в которое воткнут дом.

Если бы мы нарисовали это и показали кому-нибудь, то, наверное, он бы решил, что изображение очень странное и бессмысленное, однако, для кодирующего эта картинка совершенно понятна и несет полезную информацию.

Конечно, если бы мы попытались запомнить не список покупок, а философский трактат, нам пришлось бы проделать много дополнительной работы. Например, реорганизовать и сжать информацию из него так, чтобы ее можно было закодировать с помощью метода локаций. Мы бы использовали яркие, неожиданные и насыщенные эмоциями образы и т. д.

Теория Сью Ллевелин продолжает и развивает уже не раз высказывавшуюся идею, что сновидения связаны с обработкой в сне воспоминаний. Она отмечает, что сновидения имеют много общего с искусством памяти.

Во-первых, сновидения происходят в пространстве, в котором сновидец активно перемещается.

Во-вторых, в сновидениях присутствует множество элементов событий из реальной жизни, однако они реорганизованы и смешаны причудливым образом.

Отсюда (и я опускаю здесь всю её аргументацию, которую можно посмотреть непосредственно в статье) она выдвигает следующее предположение: во время сна гиппокамп обновляет «указатель», подобный тем, что используется в библиотеках для поиска книг, только его указатель используется для поиска воспоминаний. Ллевелин, ссылаясь на ряд исследований на людях и мышах, предполагает, что эта система изначально использовалась для индексирования пространственных локаций, но затем стала использоваться и для индексирования других видов воспоминаний. Странности сновидений связаны с тем, что используются схожие принципы, которые используются в искусстве памяти, однако поскольку конкретные правила, по которым происходит кодирование при обработке воспоминаний, для сознания недоступны, то и сновидения кажутся нам странными и причудливыми.

Как и было упомянуто ранее, у этой теории есть интересные пересечения с картографией сновидений, которые мы рассмотрим в другой раз.

1 PDF-файл со статьёй и комментариями к ней других учёных.

Другие статьи

* Комментарии премодерируются