Онейрон

Сновиденный мир как интерфейс

Размышляя над картой Войнича, о которой писалось в цикле «Астрология и картография», и над описаниями различных сновиденных миров, встречаемых в хакеросновидческой литературе, я заметил интересные закономерности.

Давайте снова взглянем на эту карту.

Карта из манускрипта Войнича

Карта из манускрипта Войнича

География сновиденного мира

Кратко мы разбирали его географию здесь.

В центре находится наш обычный сновиденный мир, в котором и происходит подавляющая часть сновидений.

Шар внизу — это мир за Мегамостом, поиску которого уделяли много внимания Хакеры сновидений. Причина простая: из всех граничных локаций Мегамост — одна из самых доступных. Он может сниться и в неосознанных снах, и о нём нередко рассказывают люди, неслышавшие о Хакерах сновидений ровным счетом ничего. Я уже писал о художнике Поле Лафолее, но также я лично знаком с человеком, который неоднократно пересекал этот Мост, и при этом, когда я рассказал о Хакерах сновидений, крайне скептично отозвавшимся как о них, так и о практике осознанных сновидений в целом. В исландской мифологии этот мир называется Хельхеймом, миром мёртвых. В хакеросновидческой терминологии — это «Мир союзников», т.е. неких существ, с которыми можно заключить контракт. По моим личным наблюдениям, взаимодействие с этим миром связано с феноменами, которые в народном фольклоре называют «колдовством».

«Хельхейм», Elderscroller

«Хельхейм», Elderscroller

Шар слева — это «Мир великанов» или Йотунхейм. В исландской мифологии мир великанов связан со знанием: например, там находится источник мудрости, за право испить из которого Один пожертвовал глаз. В другом мифе великан Мимир, охраняющий этот источник, обучал героя Зигфрида. Это знание, которое актуально для нашего мира и его можно в нём реализовать.

«Йотунхейм зовёт», Keshyx

«Йотунхейм зовёт», Keshyx

Шар справа — это «пустыня Йондо», как назвала его Масяня, которая взяла это название из рассказа американского писателя ужасов Кларка Эштона Смита, чье описание показалось ей созвучным с ее собственным опытом. Этот мир также хранит знания, но другого рода: в нем сновидец в пустыне под беззвездным небом может найти древние города, руины, то есть знания древние и забытые. Это место содержит то, что человечество когда-то знало, но забыло — или предпочло забыть. В исландской мифологии это Свартальвхейм — подземный мир темных альвов. В древнегреческой — Тартар, куда были заточены титаны.

«Свартальвхейм», Sethislav

«Свартальвхейм», Sethislav

Чем может являться верхний центральный шар? Опираясь на мифологию, предположить нетрудно. Это Асгард исландцев или Олимп древних греков — обитель богов. Интересно, что дрейф от политеизма к монотеизму и атеизму отражен в сновиденном мире: если связанный с «оперативной магией» Хельхейм относительно легко доступен — и мы видим, что в обществе распространена вера в разного рода практическое колдовство, то связь с богами в языческом понимании затруднена. В сновидении же затруднен проход к этому миру. Согласно исландской мифологии в Асгард, как и в Хельхейм, ведет мост, однако во время Рагнарека он будет разрушен. Состояние сновиденного мира подсказывает нам, что Рагнарёк уже произошёл.

«Asgard», flaviobolla

«Asgard», flaviobolla

Теперь давайте рассмотрим угловые шары.

Относительно нижнего левого шара сведения в основном из третьих рук (т.е. никаких практикумов по его достижению не было), однако на хакеросновидческих на основе отчетов английских оккультистов было высказана такая концепция: этот шар — это «Огненный мир», связанный со стихией огня. Это заставило меня задуматься о том, как связана сновиденная карта с традиционной премодерновой концепцией четырех стихий. В современном научном дискурсе она не используется, однако можно заметить, что между современными физическими концепциями и ею есть определенное соответствие: например, у вещества есть четыре базовых агрегатных состояния вещества — твердое тело (Земля), жидкость (Вода), газ (Воздух) и плазма (Огонь).

«Муспельхейм», Nightblue-art

«Муспельхейм», Nightblue-art

Обратим внимание на левый верхний шар, который в кельтской мифологии известен как мир сидов, и вход в который располагается в холме. Современный сновидец может увидеть его в виде тоннеля под гигантской эстакадой. В кельтской мифологии мифы о нем рассказывают о том, как оказавшимся в нём путникам предлагали вкусную еду и пищу, которую, однако, нельзя было есть, если путник хотел вернуться обратно. Мотив, часто связанный с мифами про обитателей Холмов — это иллюзии и связанные с ними обманы, что в оккультной среде связывается со стихией Воздуха.

«Альвхейм», monalutes

«Альвхейм», monalutes

Нетрудно предположить стихию, связанную с правым верхним шаром. Если нижний левый шар — это Огонь, то правый верхний — это Вода. Это хорошо согласуется как с мифологией и различными философскими и оккультными концепциями, так и с сновиденными отчетами, сообщающими, что путь в этот шар лежит по воде. Согласно исландской мифологии в первоначальной бездне появилось два мира: Муспельхейм, огненное царство, и Нифльхейм, земля льдов и туманов, от взаимодействия которых образовались и остальные миры. В греческой мифологии ему соответствует Аид, чтобы попасть в который тоже нужно пересечь воду (реку Стикс и Ахерон). Сам Аид, на первый взгляд — неожиданно, а на самом деле — не очень, богат на реки, которых в нём целых пять.

«Туманы Нифльхейма», uxmal750ad

«Туманы Нифльхейма», uxmal750ad

Методом исключения нижнему правому шару достаётся последняя из четырёх стихий: Земля. В исландской мифологии это Ванахейм. Об этом шаре нам известно меньше всего.

«Ванахейм»

«Ванахейм»

В результате получается следующая схема1:

Карта Войнича с соответствиями

Карта Войнича с соответствиями

Сновиденный интерфейс

Практика сновиденной картографии ведёт к формированию связного пространства, и вопрос, который мы можем задать — а чем оно, собственно, является? (Оставим пока что в стороне тривиальное «отбъяснение», что это «просто у нас в голове», так как оно не дает нам никакой новой информации). На хакеросновидческих форумах иногда можно встретить предположения и рассуждения в русле, что каждый из этих шаров — это отдельный, полноценный мир. Вместе с тем, этому можно выдвинуть следующее возражение: для полноценных миров эти шары слишком малы.

Возьмем, к примеру, центральный шар, в котором проходит большая часть наших сновидений. В нем, по сути, один город, к тому же, не очень больших размеров. Да, по сюжету, сны могут происходить в других городах, однако если научиться отделять сюжет сновидения от декораций, становится очевидным, что эти «другие города» либо квартал в центральном городе, либо очень небольшие «городочки» на пару улиц или кварталов. Сновиденный мир также крайне скуп на локации. Например, в реальном мире может быть много гостиниц, которые представляют собой разные места. В сновиденном будет одна-две, много три гостиницы, причем архетипически разные. Например, у меня во снах бывает «гостиница в иностранном городе» (коий город реально представляет собой квартал в центральном сновиденном городе) и пансионат где-то ближе к краю карты. Кажущееся разнообразие обеспечивается «сюжетом».

Мне кажется, что первоначальная интуиция, высказанная в ранних письмах Сергея Изриги, сравнивавшего сны с файлами с разными уровнями доступа, ближе к правильному объяснению. Здесь, правда, надо сделать отступление. Что такое «правильное объяснение»? Мы имеем дело с неизвестным феноменом, и наши объяснения, сравнивающие сновиденный мир с теми или иными явлениями, открытыми или созданными в мире реальном — это поиск наиболее удачной метафоры. И далее, я предложу еще одну метафору из компьютерного мира, которая, мне представляется довольно удачной.

Компьютерные системы можно рассматривать разным образом. Можно рассматривать «низкоуровнево», доходя до машинных кодов, которые исполняются с помощью процессора. Однако этот подход не очень удачен, когда мы работаем с системой в целом, потому что в случае «низкоровневого» рассмотрения охватить эту систему в целом становится невозможным. Самый высокий уровень, архитектурный, работает с главными компонентами системы и их взаимосвязями. И глядя на карту Войнича мы можем увидеть очертания архитектуры «Матрицы». У нас есть Йотунхейм, в котором содержится информация о будущем (и, возможно, и формируется), с источником мудрости, из которого испил Один. Есть Свартальвхейм, Тартар, «архив» человечества, куда попадают «бэкапы» об ушедших в небытие цивилизациях и знаниях, которыми они владели. Есть четыре мира, соответствующих фундаментальным стихиям. Есть Хельхейм, позволяющий использовать силы, воздействующий на срединный мир Мидгард. Есть малодоступный Асгард, почему-то отключенный в последней мажорной версии2. И, наконец, есть Мидгард / Ойкумена, содержащая архетипические образы всех основных мест и ситуаций, с которыми мы встречаемся в реальном мире.

В общем, это и правда похоже на какую-то информационную систему, причем, довольно старую, с накатанными несколько раз серьезными патчами3. При этом сам сновиденный мир, учитывая, что мы можем в нем действовать в режиме 3D, похож на интерфейс администрирования, выполненный в виде трехмерной игры. В ней у нас ограниченные права — игрок, как правило, начинает с того, что даже не помнит, что с ним в ней происходит. Постепенно, выполняя квесты — увлекательные и не очень, а порой, что и занимаясь однообразным гриндом, он прокачивает экспу и набирает уровни, и ему открываются новые возможности и перки. При этом, как это часто бывает в разного рода «личных кабинетах», есть разделы открытые для всех пользователей — и таковым в сновиденном мире является Мидгард, так и закрытые, доступные только пользователям с особыми правами — вроде того же мира за Мегамостом. Обычно переходы на такие разделы убирают из видимости, но кто не сталкивался с надписью «У вас нет доступа», нажав на ту или иную ссылку?

Каково наше положение в рамках этой системы? Взгляд Сергея Изриги и его продолжателей близки к гностическим: некие недобрые силы ограничили наши возможности, а посему надо искать пути, чтобы вырваться из этой клетки, а желательно её и сокрушить по дороге. Как человек, близкий к разработке программного обеспечения, я лично не спешил бы подписываться под такой инвективой, да и «хакерские» методы мне кажутся спорными во многих аспектах. Ключевая наша проблема заключается, скорее, в незнании, нежели в чьем-то злонамеренном воздействии — имеет ли оно место или нет. У нас нет «руководства пользователя» к сновиденному интерфейсу — и даже если манускрипт Войнича содержит какую-то полезную информацию по этому поводу, мы не можем его прочитать, так что пока нам остаётся вооружиться картой сновидений и аккуратно исследовать сновиденное пространство.

1 Читатель, хорошо знакомый со схемой Древа жизни в оккультной каббале, может заметить, что карта Войнича, при том, что её автор и держал эту схему в уме, имеет существенные отклонения. Однако мы рассмотрим это в другой раз.

2 Катастрофа Бронзового века, Двухпалатный ум, Рагнарёк

3 Разумеется, более вероятно, что ситуация обратная: люди воспроизводят в своих информационных системах то, с чем уже сталкивались ранее. Ведь и парадигмы языков программирования воспроизводят в себе парадигмы, которые люди открыли уже давно: классическое OOP как в Java или C++ — это очевидная отсылка к платонизму; такой язык как Go с его неявными интерфейсами обнаруживает параллели с аристотелианским схоластицизмом.

Другие статьи

Allvazar · 2022-04-30 04:04 · #

По версии К. К. Можно еще подумать над тем, что нас как бы заперли в карантинной зоне, обрубили выходы, а сущностям за карантинной зоной запретили с нами контактировать. Стражи (на мосту, в башне, в пустыне) защищают не проходы, а свои миры от нас, чтобы мы не плодили заразу в их мирах.
Если по Кастанеде мы заражены летунами, то можно догадаться, что мы не просто ими заражены, они в нас и размножаются, чем питаются, в том же и размножаются, как червяки в яблоках. Пока мы заражены, нас не будут выпускать из карантинной зоны. Команда Хуана сжигала оболочку, вместе с заразой, так как нет смысла убегать из карантинной зоны с вирусом на борту, тогда охрана их пропускала.

По другой версии можно подумать, что разум летунов, это как старая версии винды (ОС сознания), которую установили людям, чтобы ограничить их возможности, пока лечат в карантинной зоне. Мы можем работать на более крутой винде, но чтобы не натворили бед с вирусом на борту, нам понизили операционную, и следовательно мы потеряли многие возможности. Сновидение похоже работу в биосе или нортон командере, где мы можем видеть обрезки и пути старых возможностей, но полноценно не можем их использовать.

Максим · 2022-05-04 10:49 · #

«Пространство» сновидений – НЕ то же самое, что «сверху», «снизу», «справа», «слева».
А «далеко» и «близко» НЕ означает расстояния. Это как попытаться на КАРТУ нанести «хронометраж», или такой параметр, как «степень махания рукою» ? Поэтому идея «Картографии» снов мне представляется сомнительной. Смотрите, хронологическая «карта» в любой ОДНОЙ точке пространства – содержит длинный ряд вещей, случившихся в одном месте. Тогда как пространство – является как бы «Срезом» во времени. В этом их разница.
Второй «параметр» перпендикулярен как ПРОСТРАНСТВУ, так и ВРЕМЕНИ- я имел в виду «махание рукой» в качестве жеста расставания или отпускания в измерении великодушия и пофигизьмы.
А подобных «параметров» может быть много, скажем «готично» при том, что НИ один из которых, принципиально, не возможно нанести на карту с её «верхами» и «низами».
Между снами есть «близость» ни в том смысле, что они «на соседней улице», а близость в этих дополнительных мерностях. Например, вы можете сказать «я здесь уже был» на том основании, что «здесь» или «в этом месте» – вы столь же специфически равнодушны к своей судьбе, как и в некотором ещё другом месте. Эти два места могут разделять и километры и года, но эти два места и времени, в измерении «равнодушия» находятся и «рядом» и «одновременно».
Как ещё это можно истолковать ?
Смотрите, между «весной» прошлого года, весной, скажем, 1984-го и сейчасошней, есть очевидная протяжённость в смысле ВРЕМЕНИ. Однако не случалось ли вам когда ни будь замечать, что весна это как бы НИТЬ «прошивающая» ткань бытия определённым, специфическим именно для этого времени года, настроением ?
Осень тоже «НИТЬ», но только другого цвета, чем Весна. И эта нить тоже «ПРОШИВАЕТ» время, находя в нём маршрут некоей ОДИНАКОВОСТИ или преемственности всех прошлых осеней, осени нынешней.
Но вы не должны думать и такое, что «преемственность» всех Вёсен и всех Осеней хронологическая с шагом в один год. На самом деле Вечер содержит в себе «малую осень», а Утро – «малую весну». Хотя этот пример не совсем удачный, потому что и Весна и Осень могут наступить В ЛЮБОЕ время года и суток ! потому что между хронологическими высокими вероятностями их переживания существуют хронологически НЕ обусловленные переживания СХОДНОГО КАЧЕСТВА.
Если вы попробуйте толковать своё текущее переживание в терминах наличия в нём некоего «параметра» и оценки количественного значения этого «параметра», то вы обнаружите, что в любой момент пребываете на РАЗВИЛКЕ, от которой идут несколько «путей», отличающихся друг от друга. Один из которых является «нитью» или продолжением переживания, которое вы имеете сейчас. Если вы пойдёте по этому «пути»(имеет ли этот «путь» какое ни будь отношение к «северо-востоку» или «западу», вы, вероятно, уже догадались – всякое совпадение тут случайно), то продолжите переживать ЭТО уже наличествующее «качество» или «параметр».
Но если вы «свернёте» – это будет означать прекращение имеющегося у вас переживания в пользу какого-то другого.
То что с нами случается обычно – мы ЛОМИМСЯ сквозь хрупкие «стенки» как бы толстокожие бронемашины.
Однако путём в направлении более острого осознавания происходящего для нас было бы ПОТАКАТЬ происходящему, по крайней мере в том смысле, чтобы не «топтать газоны», а чинно «идти по дорожке», различая её перед собою, в мало осязаемой для окружающих, тьме переживаний.
Зачем ? – с этого начинается «ориентация» НЕ пространственная, а «энергетическая». Что-то типа «Фэн-Шуй – хотьбы» или, скажем так, «зрения», опять же, НЕ светового в предметном плане, а вот какого-то ещё, я не знаю, как оно называется.
Как можно было бы тогда говорить о «карте» ? – можно, хотя без возможности нарисовать, а в смысле придти в определённое «МЕСТО», то есть, буквально ПЕРЕЖИВАТЬ нечто, НО… умышленно.
Почему бы последнее стало возможным ? – благодаря ориентации. Что-то типа «лес там где деревья», а «вода там где водоём». Предметы «около воды», в воде – «мокрые». Так и предметы около определённого «маршрута» специфически испачканы. «Вода» ли «грязь» – многообразие её оттенков, «химический состав» – тело классифицирует хорошо и охотно.

Фантас · 2022-05-08 11:40 · #

Как можно было бы тогда говорить о «карте» ?

Думаю, что мы можем говорить о картографии уже на том основании, что мы можем картографировать сновидения, т.е. у нас есть такая возможность.

Например, можем ли мы вести обычный дневник сновидения, где упор делается на сюжет? Можем, потому что в сновидениях происходят события, и мы можем их записывать каким-то образом (на бумагу, в компьютерный файл и т.п.).

Можем ли мы картографировать? Можем, потому что, во-первых, практически всегда сновидения происходят в местах, в которых мы перемещаемся, а зачастую переходим между ними. То есть в сновидениях сильно выражен пространственный аспект. Уже это дает нам техническую возможность отмечать этот аспект сновидения. Если бы однако мы только начинали практику картографии без накопившейся информации за эти двадцать лет, то мы могли бы усомниться, что сновидения в итоге сведутся в какую то осмысленную общую карту, которая, к тому же будет достаточно стабильной. Однако картографическая практика показывает, что 1) подавляющая часть сновидений происходит в ограниченном наборе локаций, и 2) они связаны между собой достаточно стабильной системой переходов, что и позволяет в итоге отмечать большую часть снов на карте (хотя не все).

Смотрите, хронологическая «карта» в любой ОДНОЙ точке пространства – содержит длинный ряд вещей, случившихся в одном месте. Тогда как пространство – является как бы «Срезом» во времени.

Но это можно и про картографирование физического мира сказать. Тоже ведь городская карта отражает временной срез на тот момент, когда она была составлена. Это не мешает картографировать. Сновиденная карта будет отражать актуальное состояние, пока она будет обновляться.

Allvazar · 2022-05-08 18:35 · #

Еще карту снов можно представить как карту со сценами сценариев. Все замечают, что локации бывает грубо переходят одна в другую, пустыня и за ней лес, или стройка, а за ней аэропорт, а некоторые локации просто висят непойми где. Можно предположить, что сами локации – это сцены. Мы мыслим образами, поэтому сценарии (скрипты) представляются для нас в виде локаций с образами.
Есть глобальные сценарии – локации, где идет война, локации, где идет большая стройка, локация где постоянно повторяется один и тот же сценарий наводнения. Есть более индивидуальные – локация, где мы занимаемся покупками в супермаркете, локация, где персонажи сидят за компами, читают что-то или играют, локация, когда плывешь на корабле, локация, где чилишь на морском пляже, локация в лабораториях, где происходят какие-то опыты и т.п.
Возможно, сцены локаций – это сценарии, которые подгружаются ночью словно в биосе и программируют будущее поведение человека в реале. Загрузили челу локацию сцену стройки, на следующий день он устраивается на работу строителем и дальше живет по этому сценарию. Загрузили людям локацию-скрипт войны, далее на определенном пространстве разворачивается этот сценарий. Есть и более мелкие сценарии – поход в магазин (на рынок), ссора с родственниками, занятие спортом в спортзале и т.п.
Попадая в сновидение, мы попадаем в локацию сценария, думаем что это какой-то мир отдельный, а на самом деле это локусы со сценами скриптами.
Взять игру Симс, для каждого персонажа НПС игровой движок предоставляет каталог сценариев, персонажу можно загрузить разные сценарии на день и он будет жить по этим сценариям. На примере игры Симс, мы можем увидеть жесткие привязки – садовник, таксист, продавец в магазине. Все эти сценарии хранятся в каталоге сценареив игры в виде кодов, так как игры мы научились программировать кодами. Кстати, хороший пример этого представлен в сериале «Мир дикого запада», который снимали те самые Ноланы.
В реальности же, для людей происходит более гибкая подборка сценариев с разными вариациями. И эти вариации тоже должны где-то храниться, только они хранятся не в виде кодов, а виде сцен с образами, так как мы мыслим не кодами, а образами, сценами в голове и проговариваем их, прописываем таким образом их в свое сознание. Возможно, попадая в мир снов, мы попадаем в хранилище сценариев, этакая подпапка в биосе.
Есть как современные сцены, так есть и уже отыгранные сцены истории, сцена с пирамидами, или лес с эльфами, или какие-то локации древние (с великанами), которые когда-то использовались, но уже не подходят под текущее время, но в папке сценариев их можно отыскать.
И стоит открытый вопрос, можем ли мы подправить что-то в сценарии, конкретно для себя, чтобы получить какие-то плюшки в реале. В сериале «МДЗ» Ноланы намекают, что можно, а можно выйти на тех, кто эти сценарии создает и закорешиться с ними или пойти против них, но воевать с теми, кто пишет сценарии наших жизней не очень удачная затея, лучше попробовать понять, зачем они это делают и какие задачи преследуют.

ihtis · 2022-05-10 13:19 · #

картографическая практика показывает, что 1) подавляющая часть сновидений происходит в ограниченном наборе локаций, и 2) они связаны между собой достаточно стабильной системой переходов
По-другому быть и не может. Реальность, воспринимаемая человеком, покрыта очень толстой штукатуркой собственных домыслов и интерпретаций.
Вообще говоря, даже если человек попадет во сне в какой-нибудь параллельный венерианский мир, он увидит все то же самое, что видит наяву: «дома», «улицы», «деревья», «людей» и так далее. И разумеется все это «сложится» в нечто знакомое, виденное наяву. Только вот ни эти «деревья», ни «дома», ни «люди» — не будут на самом деле деревьями, домами и людьми. А чем они являются на самом деле — может обнаружить только очень опытный и внимательный сновидец, присматривающийся к деталям.

Но это можно и про картографирование физического мира сказать. Тоже ведь городская карта отражает временной срез на тот момент, когда она была составлена. Это не мешает картографировать
Дело в том, что сновиденный мир в десятки тысяч раз больше реального мира, и совершенно разные точки этого мира могут казаться одним и тем же местом, но на деле они будут значительно удалены друг от друга — совпадения, крайне маловероятные в дневной реальности.

* Комментарии премодерируются