2022-04-25 · Картография сновидений
·Размышляя над картой Войнича, о которой писалось в цикле «Астрология и картография», и над описаниями различных сновиденных миров, встречаемых в хакеросновидческой литературе, я заметил интересные закономерности.
Давайте снова взглянем на эту карту.
Кратко мы разбирали его географию здесь.
В центре находится наш обычный сновиденный мир, в котором и происходит подавляющая часть сновидений.
Шар внизу — это мир за Мегамостом, поиску которого уделяли много внимания Хакеры сновидений. Причина простая: из всех граничных локаций Мегамост — одна из самых доступных. Он может сниться и в неосознанных снах, и о нём нередко рассказывают люди, неслышавшие о Хакерах сновидений ровным счетом ничего. Я уже писал о художнике Поле Лафолее, но также я лично знаком с человеком, который неоднократно пересекал этот Мост, и при этом, когда я рассказал о Хакерах сновидений, крайне скептично отозвавшимся как о них, так и о практике осознанных сновидений в целом. В исландской мифологии этот мир называется Хельхеймом, миром мёртвых. В хакеросновидческой терминологии — это «Мир союзников», т.е. неких существ, с которыми можно заключить контракт. По моим личным наблюдениям, взаимодействие с этим миром связано с феноменами, которые в народном фольклоре называют «колдовством».
Шар слева — это «Мир великанов» или Йотунхейм. В исландской мифологии мир великанов связан со знанием: например, там находится источник мудрости, за право испить из которого Один пожертвовал глаз. В другом мифе великан Мимир, охраняющий этот источник, обучал героя Зигфрида. Это знание, которое актуально для нашего мира и его можно в нём реализовать.
Шар справа — это «пустыня Йондо», как назвала его Масяня, которая взяла это название из рассказа американского писателя ужасов Кларка Эштона Смита, чье описание показалось ей созвучным с ее собственным опытом. Этот мир также хранит знания, но другого рода: в нем сновидец в пустыне под беззвездным небом может найти древние города, руины, то есть знания древние и забытые. Это место содержит то, что человечество когда-то знало, но забыло — или предпочло забыть. В исландской мифологии это Свартальвхейм — подземный мир темных альвов. В древнегреческой — Тартар, куда были заточены титаны.
Чем может являться верхний центральный шар? Опираясь на мифологию, предположить нетрудно. Это Асгард исландцев или Олимп древних греков — обитель богов. Интересно, что дрейф от политеизма к монотеизму и атеизму отражен в сновиденном мире: если связанный с «оперативной магией» Хельхейм относительно легко доступен — и мы видим, что в обществе распространена вера в разного рода практическое колдовство, то связь с богами в языческом понимании затруднена. В сновидении же затруднен проход к этому миру. Согласно исландской мифологии в Асгард, как и в Хельхейм, ведет мост, однако во время Рагнарека он будет разрушен. Состояние сновиденного мира подсказывает нам, что Рагнарёк уже произошёл.
Теперь давайте рассмотрим угловые шары.
Относительно нижнего левого шара сведения в основном из третьих рук (т.е. никаких практикумов по его достижению не было), однако на хакеросновидческих на основе отчетов английских оккультистов было высказана такая концепция: этот шар — это «Огненный мир», связанный со стихией огня. Это заставило меня задуматься о том, как связана сновиденная карта с традиционной премодерновой концепцией четырех стихий. В современном научном дискурсе она не используется, однако можно заметить, что между современными физическими концепциями и ею есть определенное соответствие: например, у вещества есть четыре базовых агрегатных состояния вещества — твердое тело (Земля), жидкость (Вода), газ (Воздух) и плазма (Огонь).
Обратим внимание на левый верхний шар, который в кельтской мифологии известен как мир сидов, и вход в который располагается в холме. Современный сновидец может увидеть его в виде тоннеля под гигантской эстакадой. В кельтской мифологии мифы о нем рассказывают о том, как оказавшимся в нём путникам предлагали вкусную еду и пищу, которую, однако, нельзя было есть, если путник хотел вернуться обратно. Мотив, часто связанный с мифами про обитателей Холмов — это иллюзии и связанные с ними обманы, что в оккультной среде связывается со стихией Воздуха.
Нетрудно предположить стихию, связанную с правым верхним шаром. Если нижний левый шар — это Огонь, то правый верхний — это Вода. Это хорошо согласуется как с мифологией и различными философскими и оккультными концепциями, так и с сновиденными отчетами, сообщающими, что путь в этот шар лежит по воде. Согласно исландской мифологии в первоначальной бездне появилось два мира: Муспельхейм, огненное царство, и Нифльхейм, земля льдов и туманов, от взаимодействия которых образовались и остальные миры. В греческой мифологии ему соответствует Аид, чтобы попасть в который тоже нужно пересечь воду (реку Стикс и Ахерон). Сам Аид, на первый взгляд — неожиданно, а на самом деле — не очень, богат на реки, которых в нём целых пять.
Методом исключения нижнему правому шару достаётся последняя из четырёх стихий: Земля. В исландской мифологии это Ванахейм. Об этом шаре нам известно меньше всего.
В результате получается следующая схема1:
Практика сновиденной картографии ведёт к формированию связного пространства, и вопрос, который мы можем задать — а чем оно, собственно, является? (Оставим пока что в стороне тривиальное «отбъяснение», что это «просто у нас в голове», так как оно не дает нам никакой новой информации). На хакеросновидческих форумах иногда можно встретить предположения и рассуждения в русле, что каждый из этих шаров — это отдельный, полноценный мир. Вместе с тем, этому можно выдвинуть следующее возражение: для полноценных миров эти шары слишком малы.
Возьмем, к примеру, центральный шар, в котором проходит большая часть наших сновидений. В нем, по сути, один город, к тому же, не очень больших размеров. Да, по сюжету, сны могут происходить в других городах, однако если научиться отделять сюжет сновидения от декораций, становится очевидным, что эти «другие города» либо квартал в центральном городе, либо очень небольшие «городочки» на пару улиц или кварталов. Сновиденный мир также крайне скуп на локации. Например, в реальном мире может быть много гостиниц, которые представляют собой разные места. В сновиденном будет одна-две, много три гостиницы, причем архетипически разные. Например, у меня во снах бывает «гостиница в иностранном городе» (коий город реально представляет собой квартал в центральном сновиденном городе) и пансионат где-то ближе к краю карты. Кажущееся разнообразие обеспечивается «сюжетом».
Мне кажется, что первоначальная интуиция, высказанная в ранних письмах Сергея Изриги, сравнивавшего сны с файлами с разными уровнями доступа, ближе к правильному объяснению. Здесь, правда, надо сделать отступление. Что такое «правильное объяснение»? Мы имеем дело с неизвестным феноменом, и наши объяснения, сравнивающие сновиденный мир с теми или иными явлениями, открытыми или созданными в мире реальном — это поиск наиболее удачной метафоры. И далее, я предложу еще одну метафору из компьютерного мира, которая, мне представляется довольно удачной.
Компьютерные системы можно рассматривать разным образом. Можно рассматривать «низкоуровнево», доходя до машинных кодов, которые исполняются с помощью процессора. Однако этот подход не очень удачен, когда мы работаем с системой в целом, потому что в случае «низкоровневого» рассмотрения охватить эту систему в целом становится невозможным. Самый высокий уровень, архитектурный, работает с главными компонентами системы и их взаимосвязями. И глядя на карту Войнича мы можем увидеть очертания архитектуры «Матрицы». У нас есть Йотунхейм, в котором содержится информация о будущем (и, возможно, и формируется), с источником мудрости, из которого испил Один. Есть Свартальвхейм, Тартар, «архив» человечества, куда попадают «бэкапы» об ушедших в небытие цивилизациях и знаниях, которыми они владели. Есть четыре мира, соответствующих фундаментальным стихиям. Есть Хельхейм, позволяющий использовать силы, воздействующий на срединный мир Мидгард. Есть малодоступный Асгард, почему-то отключенный в последней мажорной версии2. И, наконец, есть Мидгард / Ойкумена, содержащая архетипические образы всех основных мест и ситуаций, с которыми мы встречаемся в реальном мире.
В общем, это и правда похоже на какую-то информационную систему, причем, довольно старую, с накатанными несколько раз серьезными патчами3. При этом сам сновиденный мир, учитывая, что мы можем в нем действовать в режиме 3D, похож на интерфейс администрирования, выполненный в виде трехмерной игры. В ней у нас ограниченные права — игрок, как правило, начинает с того, что даже не помнит, что с ним в ней происходит. Постепенно, выполняя квесты — увлекательные и не очень, а порой, что и занимаясь однообразным гриндом, он прокачивает экспу и набирает уровни, и ему открываются новые возможности и перки. При этом, как это часто бывает в разного рода «личных кабинетах», есть разделы открытые для всех пользователей — и таковым в сновиденном мире является Мидгард, так и закрытые, доступные только пользователям с особыми правами — вроде того же мира за Мегамостом. Обычно переходы на такие разделы убирают из видимости, но кто не сталкивался с надписью «У вас нет доступа», нажав на ту или иную ссылку?
Каково наше положение в рамках этой системы? Взгляд Сергея Изриги и его продолжателей близки к гностическим: некие недобрые силы ограничили наши возможности, а посему надо искать пути, чтобы вырваться из этой клетки, а желательно её и сокрушить по дороге. Как человек, близкий к разработке программного обеспечения, я лично не спешил бы подписываться под такой инвективой, да и «хакерские» методы мне кажутся спорными во многих аспектах. Ключевая наша проблема заключается, скорее, в незнании, нежели в чьем-то злонамеренном воздействии — имеет ли оно место или нет. У нас нет «руководства пользователя» к сновиденному интерфейсу — и даже если манускрипт Войнича содержит какую-то полезную информацию по этому поводу, мы не можем его прочитать, так что пока нам остаётся вооружиться картой сновидений и аккуратно исследовать сновиденное пространство.
1 Читатель, хорошо знакомый со схемой Древа жизни в оккультной каббале, может заметить, что карта Войнича, при том, что её автор и держал эту схему в уме, имеет существенные отклонения. Однако мы рассмотрим это в другой раз.
2 Катастрофа Бронзового века, Двухпалатный ум, Рагнарёк
3 Разумеется, более вероятно, что ситуация обратная: люди воспроизводят в своих информационных системах то, с чем уже сталкивались ранее. Ведь и парадигмы языков программирования воспроизводят в себе парадигмы, которые люди открыли уже давно: классическое OOP как в Java или C++ — это очевидная отсылка к платонизму; такой язык как Go с его неявными интерфейсами обнаруживает параллели с аристотелианским схоластицизмом.