Онейрон

Что такое «видение» у Кастанеды?

Видение — это не сила, а способ проникновения в суть вещей.

Карлос Кастанеда

Как мы рассмотрели в прошлой статье, сущность задает структуру вещи и ее функции, к обретению которых она стремится, и которые и задают то, чем она является сама по себе. Однако то, что мы непосредственно воспринимаем — видим и слышим — это акцидентальные качества вещей, которые связаны с их сущностью, но ею не являются. Мы можем пытаться понять сущность вещи — например, сущность спрайта или неоргана — интеллектуально, наблюдая за тем, как она приобретает и теряет акцидентальные свойства. Наблюдая за спрайтом, мы видим, что он легко поддается трансформации и лучше всего чувствует себя в сюжете сновидения, из чего мы можем сделать ряд предположений, подобных тем, которые были изложены в прошлый раз. Но можем ли мы непосредственно увидеть эту структуру?

Интересно, что эта проблема истинной сущности вещей, скрытой слоем акцидентальных свойств, была подробно рассмотрена в романах Карлоса Кастанеда, где он формулирует важное понятия: «видение» (с ударением на первую «и»).

Дон Хуан объяснял своим четырем ученикам, что эти шаманы, или маги, как он их называл, при помощи неизвестных ему практик, обнаружили, что человек может воспринимать энергию непосредственно, так, как она существует во вселенной. Другими словами, согласно дону Хуану, эти маги утверждали, что каждый из нас может на мгновение отбросить нашу систему превращения потока энергии в данные органов чувств, которые являются подходящими для того типа организма, которым мы являемся (в нашем случае, мы обезьяны). Превращение потока энергии в данные органов чувств создает, по утверждению магов, систему интерпретаций, которая превращает поток энергии, существующий во вселенной в тот мир повседневной жизни, который нам известен.

Далее дон Хуан объяснял, что как только маги древних времен убедились в действительности прямого восприятия энергии, этот процесс они называли видением, то они принялись за совершенствование себя, это означало, что они по собственному желанию воспринимали друг друга в виде сочетания энергетических полей.

Карлос Кастанеда, Журнал прикладной герменевтики №1 (1996 год)

Согласно Кастанеде, есть режим восприятия, который позволяет непосредственно воспринимать сущность и структуру вещей. Например, человек — это светящееся яйцо.

Для того, кто видит, люди выглядят как светящиеся существа, состоящие из чего-то, похожего на волокна света, которые, заворачиваясь спереди назад, образуют пространственную структуру, по форме напоминающую яйцо.

Самой удивительной частью яйцеобразных существ является пучок длинных волокон, исходящих из области пупка и играющих ключевую роль в жизни людей.

- Это щупальца, исходящие из середины человеческого тела. Они хорошо заметны любому магу-видящему. По виду этих щупалец он определяет, что из себя представляет тот или иной человек и как следует с ним себя вести. У слабых людей волокна-щупальца короткие, их почти не видно. У людей сильных они яркие и длинные. У Хенаро, например, они светятся так ярко, что кажется, будто это – не отдельные волокна, а массивное утолщение на оболочке.

По этим волокнам видно, здоров человек или болен, злой он или добрый, подлый или какой-нибудь еще. По ним можно также сказать, способен человек видеть или нет.

Кому-то это может показаться неправдопобным и даже смешным, ведь люди вовсе не выглядят, как светащиеся яйца! Однако, давайте подумаем. Видение у Кастанеды, если рассматривать его через призму нашей схоластической метафизической системы, это способ восприятия, при котором игнорируются все акцидентальные свойства. А ведь то, каким нам предстает человек — это все акцидентальные свойства! Рост, цвет кожи, волос, глаз, черты лица, «отличительные приметы» — все это, согласно определению «видения», должно быть проигнорировано. Мы и не должны увидеть что-то нам привычное. Мы должны непосредственно увидеть структуру, и именно это и делает «видящий». Наоборот, исходя из логических соображений, кастанедовское описание как раз довольно правдоподобное — не конкретно в том, что «человек — это светящееся яйцо», а в том, что в этом режиме будет восприниматься в первую очередь структура вещи и ее сущностные свойства, а следовательно оно будет сильно отличаться от обычного способа восприятия.

Цикл «Метафизика сновидений»

ihtis · 2022-05-14 22:05 · #

то, что мы непосредственно воспринимаем — видим и слышим — это акцидентальные качества вещей, которые связаны с их сущностью, но ею не являются

Первыми человек (любой человек, не только маг-толтек) воспринимает именно «эссенциальные свойства» и потом уже на это наслаиваются «акцидентальные свойства». Видение-по-КК вовсе не является третьим уровнем в этой цепочке, а является возвращением к первому уровню, припоминанием давно забытого — как у Платона.

С ККшным видением энергии, кстати, хорошо были знакомы и по эту сторону океана; оно называлось «вкушением эссенций». Таким образом, чтобы «акцидентально» воспринять некую вещь, человек сперва должен душевно вкусить от эссенций этой вещи. Хоть и предупреждают, что видение не связано с глазами, все же глагол «видение» намекает на глаза, в то время как этот процесс ближе к дегустации и вкусовым ощущениям. «Человек въедается в бытие», как говорил, кажется, Парацельс.

Максим · 2022-05-16 20:27 · #

О Видении. Для этого вот аналогия :
как устроен КОМПАС, полагаю, известно многим.
Однако не все знают, каким был первый его прототип. Изобретён он был, как и многие другие вещи, моряками, и представлял собою швейную стальную иглу, засованную в соломинку. Соломинку бросали в бадью с водой, где она и плавала, указывая одним концом на Северный Полюс земли, а другим – на Южный.
Моряки открыли и придумали удивительные вещи, которые, по идее, НЕ должны были иметь к их профессии никакого отношения, но… полагаю, всё дело в хождении «по краю» – водная среда враждебна нашему виду, а это серьёзная причина включать «чуйку».
Причём тут КОМПАС ?
Швейная игла предназначена НЕ для этого ! – её предназначение проходить сквозь ткани НЕ повреждая их. Для этого она должна быть острой, гладкой и тонкой.
Таким образом, чувствительность к магнетизьму – НЕ из числа её сущностных свойств ! – так и «Виденье» не является изначальным свойством человека. Однако если его «запихать в соломинку и бросить в воду» он, скорее всего, сориентируется, сделавшись «компасом».
В этой метафоре самым главным символом является ВОДА, хотя, на самом деле, как известно, более практичные компасы полностью сухие, но… лишь постольку, поскольку в их конструкции удалось эмулировать, либо заменить, так сказать, «текучесть воды» и «плавучесть соломы».
Другой, но очень близкий пример :
Я видел сам, хотя лишь по телевизору – сто тонное параболическое зеркало телескопа, которое можно вертеть туда и сюда лёгким нажатием ладошки потому, что сооружение стояло на подшипнике скольжения с воздушной смазкой – оно, БУКВАЛЬНО «парило в воздухе». А это уже даже не «текучесть воды», а более текучая, «текучесть воздуха» !
благодаря наличию которой в одной вещи сочетаются такие противоречивые свойства, как огромный вес с одной стороны, и высокая подвижность, с другой.
Но при чём тут «виденье» ?
Дело не в одном только «виденьи». Кастанеда говорил, например, и о танце Сакатеки. Этот Сакатека проникал в суть вещей, но не с помощью виденья, а каким-то другим ещё способом.
Я думаю, настоящая загадка в устаревшем термине «текучесть». Под которым сегодня для нас будет практичнее понимать, в широком смысле «Отсутствие Трения».
Рискну вас утомить, и всё же ещё пример «отсутствия трения» :
На лист бумаги тонким слоем посыпают железные опилки и размещают его над магнитом. При этом опилки остаются на месте. однако если начать легонько постукивать пальцем по краю листа, то опилки сориентируются, нарисовав силовые линии поля, которое присутствует вокруг этого магнита.
В зависимости от формы магнита под листом, рисунок поля, выявленного опилками окажется соответствующим.
Что происходит при постукивании по краю листа – он вздрагивает, отчего опилки подпрыгивают в воздух и… ПАРЯТ, в этот момент трения нету, и даже столь ничтожная сила, как поле вокруг магнита, подчиняет их себе. Каждая железная крошка является как бы мизерной швейной иголкой, в течение доли секунды находящейся в невесомости с текучестью воздуха, а следующие доли секунды пришлёпанную к листу силой своего веса и трением с этим листом.
Пока железка на листе – она неподвижна, но уже несколько подпрыгиваний в невесомости позволяет ей сделать необходимый поворот и затем сохранять это новое направление.
Как «подбросить» наши Дендриты ? – вот грубая аналогия :
предположим, что дендриты в черепе, в некотором метафорическом смысле словно железные опилки – обездвижены силою трения, соприкасаясь с листом бумаги.
В случае Дендритов, эта сила не «трение» в буквальном смысле, конечно, но тоже некий прессинг, блокирующий возможность реагировать на «силовые линии магнита» – мы не «видим» форму поля вокруг магнита. А что-б увидеть, нужна текучесть парения, я полагаю, от забот и страха.
Но только не того страха, который бывает, когда что ни будь угрожает. И не тех забот, которых нужно заботится, чтобы не уйти в ухряб.
Есть такая забота, которая есть, когда ещё НИ одной нету ! – мы обязаны нести на своих плечах мир, точнее, некоторый его сегмент «в зоне ответственности». На самом деле, эта «зона ответственности» в миллион раз меньше всего мира, но поскольку с другой, более обширной его частью сталкиваться и не приходится, то вот этот «сегмент», можно сказать, и есть «мир», как бы хата, которую надо не просахатить.
Я имел в виду тот страх, который останавливает нас, как только возникает опасность начать вверенный под вашу ответственность, мир – сахатить.
Большую безответственность, чем эта – НЕ могу себе даже представить !
Это примерно как, с чем бы таким сравнить, наделать в штаны… на добровольной основе.
Что, примерно, вы при этом почувствовали бы ? – нет, вы НИЧЕГО не можете считать «роскошью», пока не вправе делать это дело сугуба в штаны и ботинки ! – шутю.
Ах ! есть что-то такое, отчего сердце сожмётся, а в груди откроется дыра, в этой дыре будет выть ветер, его «песня» невыносимо сладка. Примерно это чувствует, кто «сахатит» по самые базовые основы.
Но, скорее всего, до такого докатится чтобы, это ещё надо сильно постараться. Ну а чтобы ещё и это как-то к «виденью» устаканилось, наверное, в этом ужасе придётся поселиться, как будто так и надо.
Потому что «парение над заботами» оно такое, в нём дендриты должны найти выход – сориентировать «новый компас» когда НЕТ никакой опоры, в сплошной перцептуальной «невесомости» текучести не знаю чего.
И то, когда он сориентируется там, новый «компас», нащупает ли себе «силовые линии»… может статься, что и никогда.

* Комментарии премодерируются