2022-05-16 · Философия · Метафизика сновидений
·Теперь, когда мы построили — по крайней мере в первом приближении — метафизическую систему для работы со сновидениями (1, 2, 3, 4), мне бы хотелось еще раз вернуться к вопросу о том, зачем она нам всё-таки нужна. Но сначала давайте взглянем на атомизм. Какую роль он сыграл в поиске познания?
Многим, вероятно, приходилось слышать главную максиму сциентистов, что только «наука» дает настоящее знание. Остальные способы его получения, такие как религия, философия, мистические откровения либо ложны, либо, в лучшем случае, значительно уступают научным методам. Это серьезное, хотя и далекое от правды заявление основывается на аксиомах, легших в основу атомизма.
Современная наука стоит на метафизическом фундаменте, который называется «атомизм». В том виде, в котором он был постулирован в Новое время, он включает в себя два ключевых принципа:
- Всё в мире состоит из вечных, неразрушимых, неделимых частиц (философских атомов), фундаментальными свойствами которых являются свойства количественные — протяженность (длина, ширина, высота), масса и т.д. Качественные свойства, т.е., собственно, то, что мы непосредственно воспринимаем, например, цвета, звук и т.п. — являются производными.
- Движение и взаимоотношение этих частиц и тел, из них состоящих, регулируется математическими законами.
Насколько полно может охватить выстроенная на подобном фундаменте метафизическая и производная от неё научная система? Буду щедрым: процентов на тридцать. Главной проблемой является то, что для реального мира, в котором живет и действует человек, первичными свойствами являются качественные свойства, а не количественные. Еще в самом начале Нового времени, когда новая метафизика стала приходить на смену схоластической, философы это заметили. Между тем, как количественные характеристики переходят в воспринимаемые качественные, есть существенный необъяснимый разрыв, получивший название «психофизиологической проблемы», и за двести с лишним лет объяснить его так и не удалось, потому что качественные характеристики не являются производными от количественных, а вот наоборот — вполне возможно (хотя и тоже не обязательно). Говоря по-простому, в рамках атомизма оказалось не просто невозможным объяснить, почему мы воспринимаем мир не в цифрах, а в чувствах, но, вообще, было бы куда лучше, если бы мы были не воспринимающими его философскими зомби. То, что мы видим, слышим и ощущаем уже является серьезным противоречием.
К этому добавляется то, что атомистические методы — разложение системы на как можно более мелкие составляющие — работают не везде (здесь как раз можно привести в пример мир сновидений). Итоговым результатом стало сжатие сферы «реального мира», из которого было выкинуто всё, что не вписывалось в обозначенную выше метафизическую систему.
Однако был ли от последней какой-то конструктивный результат?
Был. Да, метафизика Нового времени привела к тому, что хотя значительная часть реального мира стала игнорироваться, в некоторых областях предложенные ей методы оказались очень эффективными, а достигнутые результаты впечатляющими. В первую очередь — это физика и химия. Не в последнюю очередь сыграло и упомянутое выше сжатие «реального мира». Средневековые мыслители, интеллектом ничуть не уступавшие мыслителям Нового времени, прикладывали свой ум к очень разнообразному спектру проблем, где физика и химия была лишь малым и не самым важным сегментом. Новое время мобилизовало колоссальные интеллектуальные ресурсы и направило их на штурм этого небольшого участка, благодаря чему удалось сделать в этих областях невиданный до этого прорыв.
Какой главный вывод можно сделать? Буду честен, лично я не думаю, что какая-либо метафизическая система может охватить реальность полностью, и её главная задача — это стимулировать процесс поиска знания. Выбранная метафизическая система сформирует методы поиска знания и задаст его направление. Математический атомизм и связанный с ним (вульгарный) материализм сновидцам совершенно не подходят: атомистические методы в сновидениях не работают, а математические методы применимы довольно ограничено. Именно поэтому в рамках данного цикла статей мы и предприняли попытку сменить метафизический базис. О каких же направления поиска знания мы можем говорить уже сейчас после первых шагов на этом непростом пути?
Первым следствием смены метафизического базиса является то, что мы можем с лёгким сердцем избавиться от комплекса неполноценности, связанного с тем, что сновидения плохо вписываются в «материальный мир». Ну, да, у атомистов с их глупой материей, состоящей из несуществующих философских атомов, сновиденный мир вызывает множество сложностей. Но мы-то знаем (хитрый смайлик), что материя — это то, что имеет потенциальные свойства, которые могут переходить в актуальные! Но ведь в сновиденном мире тоже есть объекты, которые то актуализируют одни свои свойства, то, наоборот, их лишаются, и они существуют лишь в потенции. А значит, он вполне себе материален и не нужно комплексовать. Мы вполне может заниматься поиском знания в нём, и это ничуть не хуже, чем заниматься этим в мире яви.
Во-вторых, с ключевыми концепциями, рассмотренные нами, в сновидениях можно работать непосредственно. Например, с «онейрумом» — следующей стадии первоматерии, которую мы рассматривали в «Из чего состоят объекты в сновидениях?». Мы можем заняться выявлением форм и сущностей обитателей и иных элементов сновиденного мира. Наконец, мы можем попытаться напрямую увидеть их структуру.
Третьим следствием является то, что через метафизическую основу, совместимую с метафизикой Аристотеля, у нас появляется мостик к герметической традиции Ренессанса, в рамках которой было очень много интересного для сновидцев, однако более полной раскрытие этого тезиса потребует отдельной статьи или даже цикла статей1.
1 Однако напомню читателям об опубликованной ранее заметке «Dormiens vigila», в которой рассказывалось об алхимическом трактате Генриха Кунрата.