2022-02-16 · Философия · Метафизика сновидений
·Сновидец во многом находится в схожем положении, что и игрок в компьютерные RPG-игры с открытым миром. Оба исследуют мир, живущий по чем-то схожим с реальным миром, но во многом отличным правилам. Оба исследуют незнакомую местность и общаются с её обитателями. Однако в определённом смысле игрок находится в лучшем положении: ему не нужно оправдываться и пытаться свести игровой мир к атомам или каким-то иным мелким составляющим в физическом мире и взаимодействию между этими составляющими. Если игроки и рассуждают, что из чего состоит, то рассуждают в рамках законов самого игрового мира, например, обсуждают, из каких ингредиентов нужно крафтить шмот.
Сновидцу приходится тяжелее, а особенно — «светскому сновидцу», который живёт в страхе быть обвинённым в «мистицизме», под которым философски неподготовленные атомистические массы подразумевают всё, что не вписывается в атомизм или не одобрено священнослужителями культа Науки. Поэтому светский сновидец зачастую вынужден игнорировать очевидный сновиденный опыт и декларировать убеждения, ему противоречащие. Очень частый пример — это то, что сны «в голове», а значит «можно делать всё, что угодно» (во всех смыслах). Или то, что раз все персонажи — это «порождение мозга», значит, что они все, более или менее, однородны. Под любым из этих утверждений можно ставить большой вопросительный знак даже в рамках существующей «научной» картины мира, но поскольку сновидения — это область, близкая к атомистической ереси, светские сновидцы вынуждены занимать наиболее консервативную позицию, чтобы не стать жертвой научпоперских инквизиторов и своих светских единоверцев-несновидцев.
Однако, поскольку в рамках данного цикла мы выкинули глупый атомизм в мусорную корзинку Истории, то свободны смело и без страха задать вопрос: а из чего состоят вещи в сновидении? Вещи в широком смысле: объекты, персонажи, дома, неорганы, в конце концов? Простой ответ был бы таким: из материи, но тут же мы должны спросить: а что такое материя?
Когда я, поддавшись еще не до конца усмирённой в себе страсти к спору, вступаю в дебаты с материалистами, то люблю задать каверзный вопрос: а что такое материя? Ведь кому как не материалистам, знать, что это такое!
Увы! Как правило, материалисты неспособны ни дать осмысленное определение материи, ни внятно изложить её свойства. Вместе с тем, что такое материя в материалистическом атомизме, объяснить несложно, и мы уже касались этого вопроса в прошлой статье.
Материя в этой метафизической системе состоит из мельчайших вечных, неделимых, неразрушимых частиц, фундаментальные качества которых количественные, а не качественные. То есть длина, ширина, высота, масса и т.п., а не, допустим, цвет, запах, вкус.
Очевидно, что для нас атомистическая материя бесполезна. Во сне мы не работаем с материей, которую можно было быть анализировать путем разложения на все более мелкие частицы, да и не ведёт она себя так. Поэтому обратимся к тому, как материя понималась в философии Аристотеля и схоластов, продолживших его учение.
В отличии от атомистов, основывавших свою философию на ненаблюдаемых и невидимых никому философских атомах и математических законах, предположительно управляющих Вселенной, Аристотель основывался на эмпирическом опыте и рациональном рассуждении. Какое главное качество у всех вещей в мире? Это изменение. Человек начинает свой путь ребёнком, взрослеет и стареет. Построенный дом ветшает и разрушается. Древним грекам, серьезно взявшимся за философское осмысление происходящего, это доставило немало проблем. Предположим у нас есть деревянный корабль «Аргос», и мы заменяем в нём старые планки на новые. Однажды мы заменим все изначальные планки на новые. Тот ли это еще корабль «Аргос» или другой? В наше время эта проблема становится еще более актуальной. Мы знаем, что в теле человека постоянно происходит обновление клеток. Тот ли это человек или уже другой?
К тому моменту, когда Аристотель взялся за дело, древнегреческие философы выработали два главных решения.
Решение Гераклита подразумевало, что ничего постоянного в мире нет. То, что Вася, вставая с утра, ощущается себя всё тем же, пусть и несколько постаревшим Васей, что и десять лет назад — это иллюзия, своего рода самообман. Нельзя войти в одну реку дважды.
Решение Парменида подразумевало, что на самом деле в мире нет ничего изменчивого. Бытие постоянно и неизменно, а то, что Вася чувствует, что с ним происходят какие-то возрастные изменения — это обман чувств, иллюзия. Река замерзла в самом начале и из неё не то, что выйти нельзя — нельзя даже сдвинуться на миллиметр.
Аристотеля иногда называют «философом здравого смысла», потому что его философские выводы совпадают с тем, что подсказывает нам здравый смысл, а тот говорит, что и то, и другое решение — несусветная чушь. Да, в мире есть изменения, но есть и постоянство. Однако одно дело постулировать очевидное и пойти по своим делам, а другое — доказать эти утверждения, выстроив рациональную и философски доказанную систему, что и удалось сделать Аристотелю и его продолжателям-схоластам.
В их системе как существование изменений, так и наличие постоянства берется за аксиому. Однако каким образом они возможны одновременно? Дело в том, что материя — и это есть её главное свойство — имеет как потенциальные, так и актуальные качества. Потенциальные — это то, чем материя может в принципе стать, но они еще не были проявлены. Актуальные — это те качества, которые материя уже в себе проявила.
Первоматерия (prima materia) — это материя, которая может стать чем угодно, но еще ничем не стала. Металл — это материя, в которой уже проявлены металлические свойства. Проявление актуальных свойств имеет свою цену, которая заключается в том, что делает невозможным проявление потенциальных свойств, конфликтующих с проявленными актуальными. В детстве Варфоломей имел потенциальные, но еще непроявленные свойства программиста, пикапера и политика. Когда он вырос, то стал программистом, закрыв себе дорогу в пикаперы и политики.
Мы уже можем дать предварительный ответ на заданный в заголовке вопрос. Всё в сновиденном мире, как и в мире яви, состоит из первоматерии. Однако этот ответ пока нам не очень полезен. Дело в том, что первоматерия — это что-то вроде чёрной дыры. Из-за того, что у неё нет никаких актуальных, проявленных качеств, её невозможно наблюдать непосредственно. Её существование выводится опосредованно, так же как и существование чёрных дыр. У схоластов, в общем-то, не было полной уверенности, что в чистом виде первоматерия может существовать (даже из чисто философских рассуждений).
Но для наших, сновиденных целей мы можем сделать очень важный и полезный шаг, а именно постулировать существование онейрума.
Онейрум — это материя, которая приобрела актуальное качество стать всем, чем угодно в сновидении, но не в реальности.
В отличии от постулирования «реалума» (материи, которая может стать всем, чем угодно в реальности, но не в сновидении), концепция онейрума имеет для сновидцев практическую пользу, так как с онейрумом можно работать непосредственно. На старом форуме Онейрона мы проводили такие эксперименты: отрывали, например, кусок от стены, сминали его, а затем вылепляли из него что-нибудь другое.
Итак, наш ответ — всё в сновидении состоит из онейрума! Однако теперь мы можем задаться новым вопросом: каким образом кусок первоматерии или онейрума становится конкретной вещью (человеком, спрайтом, стулом, сновидцем, кастанедовским неорганом)? Что задаёт, какие актуальные свойства этот кусок приобретёт? Это определяет форма и сущность, и именно об этом мы будем говорить в следующий раз.