2020-10-31 · Теория онейронавтики · Феноменология сновидений
·Если сюжет сновидения можно уподобить театральному либретто, то то, что непосредственно представляется нашему взгляду, слуху и остальным трём основным чувствам — это декорации сновидения. Если мы начнём отслеживать и разделять сюжет и декорации, то обнаружим, что последние далеко не всегда находятся в полном согласии с последним. Приведу одно из своих сновидений в качестве примера.
Мне снилось, что я находился на работе и искал своё рабочее место. Во сне меня это не смутило, но рабочее место представляло собой парту в длинном ряду. Отчасти это похоже на реальное рабочее место, но в отличии от реального рабочего стола, этот имел держатель для ранца. Более того, место действия было в институтской аудитории, и частичное понимание этого во сне накладывало отпечаток на мои действия, однако полноценное понимание этого пришло только с пробуждением.
Сновиденные декорации, как и в театре, довольно ограничены. Например, в одном из сновидений я был в подземелье. По сюжету я был в средневековье, однако коридор и лестница наверх определенно были не средневековые. Хотя эта нестыковка не была мной полностью отрефлексирована в сновидении, однако сюжет отреагировал на это объяснением, что лестница ведёт в наше время. На практике же, проанализировав сон после пробуждения, я понял, что само по себе это место не имеет отношения ни к «средневековью», ни к нашему времени. В один момент сновидения, отвлёкшись от того, как попасть из прошлого будущего, я бросил взгляд на лестницу, которая шла не только вверх, куда мне было нужно по сюжету, но и вниз. Там было нечто странное, похожее на шар в дымке размером с человека. Во сне я решил туда не идти, однако проснувшись, я понял, что уже был в этом месте в других сновидениях.
Мы можем сделать следующие выводы.
Первое, декорации сновидения вовсе не так хороши, если оценивать их на соответствие сюжетной линии сновидения. Если сновидец замечает это и начинает задаваться вопросами, то сюжет приспосабливается и находит какое-то объяснение — с точки зрения бордствующего обычно малоубедительное, однако достаточно убедительное для спящего.
Второе, декорации ограничены. Хотя сюжет может утверждать самые разные и невероятные вещи, но набор декораций, воспринимаемых сновидцем беднее, чем набор сюжетов. Здесь можно задаться вопросом, а с чем связана эта ограниченность? Моё предположение заключается в том, что декорации в первую очередь зависят не от сюжета, а от места, где происходит действие сновидений, и набор этих мест еще более ограничен, чем набор декораций. Однако это мы разберём в другой раз.