2020-11-05 · Теория онейронавтики · Феноменология сновидений
·Следующей составляющей сновидения после сюжета и декораций, которую мы рассмотрим, — это топосы. Можно было бы сказать «место», но в контексте сновидения обычное употребление этого слова подразумевает значительную сюжетную составляющую. Например, мне иногда снится, что я в Воскресенске, в городе, в котором я довольно часто бывал в детстве. Однако объяснение, что это «Воскресенск» — это очевидное влияние сюжета, объясняющего, где я нахожусь, и к реальному городу его сновиденная версия не имеет никакого отношения. Он значительно меньше — всего несколько кварталов, в которых я быстро начал ориентироваться, а сами эти кварталы не имеют реальных аналогов.
Вместе с тем, освободив место «Воскресенск» от сюжета, мы можем сделать следующий шаг: освободить его от декораций. От сна к сну они могут отличаться. Например, потому что в разных снах воспринимаются разные части сновиденного городка или тот же квартал выглядит по-другому. Вместе с тем, по пробуждению или в самом сне я знаю, что это то же место, что и в других сновидениях. Абстрагированное от сюжета и декораций место сохраняет свою идентичность, и в этой качестве мы назовём его «топосом». Каким образом топос сохраняет свою идентичность и отличие от других топосов сновиденного мира?
Первое свойство топоса, это его местоположение относительно других топосов. Практика картографии приводит к привычке анализировать, что где находится, и внимание к этому аспекту выявляет устойчивые маршруты между топосами и их ориентацию относительно друг друга. В примере со сновиденным Воскресенском я знаю, что есть два способа туда попасть: либо электричкой, либо по дороге. Чаще я использовал электричку, и одно время, когда поездки на ней снились часто, даже составил список станций.
Ещё более показателен пример со снами о загранице. Странность некоторых из них, которая меня поражала, заключалась в том, что в некоторых таких снах я каким-то образом оказывался дома без участия в фабуле сновидения аэропорта или хотя бы подходящего пропуска в происходящем и эффекта монтажа. Нет, я садился на метро и выходил на станции рядом с домом или просто оказывался в «Москве» в результате прогулки. Проанализировав такие сновидения, я понял, что сны, действие которых разворачивается согласно сюжету «заграницей», протекают в особом квартале моего центрального сновиденного города, из которого достаточно легко попасть в квартал, где находится моя сновиденная квартира, и именно с этим связаны вышеописанные странности, которые и во сне вызывали у меня, порой, изумление.
Второе свойство топосов — это то, что с каждым из них связан свой набор сюжетных тем. Здесь будет уместным снова обратиться к аналогии. Если сюжет мы уподобили театральному либретто, а непосредственно воспринимаемую обстановку сновидения — декорациям, то топос — это съёмочная площадка. В кино-индустрии широко распространена практика, когда для съёмки типичной сюжетной сцены вам не нужно подготавливать декорации с нуля, так как уже есть готовая съёмочная площадка, и вам надо только слегка изменить декорации под ваши потребности. Например, многие вестерны снимались в одном и том же месте.
То, что сновиденный мир разбит на топосы, говорит нам о важном его свойстве: а именно, о его ограниченности. Есть распространённое представление о сновидениях, когда предполагается, что сновиденное место и обстановка генерируется под сюжет, и в этом смысле сновиденный мир получается неограниченным. Однако на практике картина получается иной: есть ограниченный набор топосов, каждый из которых связан с определённым набором сюжетов и набором декораций. Ограниченность сновиденного мира для нас предстаёт в виде связанности топосов в единое пространство и ограниченности этого пространства. Размышляя над этим, можно придти к интересным предположениям и умозаключениям, однако мы оставим это на другой раз.