2012-01-22 · Теория онейронавтики
·Некоторое время назад я участвовал в познавательной интернет-дискуссии, посвящённой осознанным сновидениям. Как водится, участники разделились на две группы: одна утверждала, что ОСы — крайне опасны и вызывают гомосексуализм и войны шизофрению, а вторая, к которой присоединился и я, успешно опровергала эту необоснованную точку зрения. После того как нелепость подобных утверждений была убедительно доказана, оппонентам ничего не оставалось, как переключиться на другие негативные стороны ОСов, по их мнению существующих и актуальных.
Один из тезисов привлёк моё внимание. Молодая женщина (если, конечно, верить предоставленным ею данным – в силу специфики общения в Интернете с таким же успехом это вполне может быть зрелый мужчина) с ником Aurora выдвинула утверждение, что жизнь занимающихся ОСами «неполноценна» и этим занятием они пытаются скомпенсировать это обстоятельство. Чтобы было понятней, о чём идёт речь, позволю привести несколько цитат:
Речь о том, что нормальные люди не будут учиться практике осознанных сновидений, чтобы реставрировать в снах свои грезы.
Аврора совершенно конкретно классифицирует человека, который практикует ОС, как личность без ощущения полноты жизни, готовую любыми противоестественными способами компенсировать свои неудовлетворенные потребности. Это очевидно.
Что интересно в озвученной точке зрения? Aurora противопоставляет сновиденную жизнь дневной. Она предполагает, что если у человека есть ощущение «полноты жизни», то ему незачем заниматься осознанными сновидениями (которые она, по всей видимости, относит к «противоестественным» способам). Насколько оправдан подобный взгляд?
Простой ответ – ни насколько. В первую очередь, потому что подобная формулировка очень расплывчата и её можно применить к любому неугодному занятию. Например, к культуризму. Зачем человеку с «полнотой жизни» заниматься этим? (Забавно, но когда я однажды, находясь в командировке, беседовал с коллегой по офису и упомянул, что люблю иногда потягать штангу, он спросил: «А зачем?») Или возьмём, например, занятия математикой. Зачем человек с «полнотой жизни» заниматься этим?
Главная ошибка тех, кто озвучивает подобные тезисы, заключается в том, что они проецируют своё понятие «полноты жизни» на других, в то время как люди разные и набор элементов, которые образуют эту самую «полноту», будет отличаться у каждого человека.
К вопросу о «полноте жизни» можно подойти и с другой стороны. Сновидения сопровождают человека на протяжении всей его истории. Каждый день каждый из нас проводит определённое время в сновиденном мире, однако большинство из нас либо вообще не запоминает их, либо удовлетворяется пассивной ролью наблюдателя. Однако можно ли назвать жизнь действительно полноценной, если отказаться от её сновиденной части? День и ночь для сновидца не противостоят, а дополняют друг друга. Сновиденному миру необязательно замещать дневной, наоборот — чем насыщенней и разнообразней жизнь человека в бодрствовании, тем более разнообразной будет его жизнь в сновидении.