2012-10-20 · Приёмы и подсказки
·Беррес Фредерик Скиннер — один из самых видных деятелей бихевиоризма, психологической школы, которая рассматривала человека как «чёрный ящик», реагирующего на сигналы внешней среды. Основной вклад Скиннера — это разработка идеи «оперантного обучения», главная идея которой заключается в том, что можно влиять на поведение человека (и многих иных живых существ), подкрепляя те или иные желаемые или нежелаемые элементы поведения наградой или наказанием.
Классический пример — это опыт Скиннера на крысах, которые помещались в специальный ящик с рычагом, при нажатии на которой из особого отверстия выпадала пища. Крысы, будучи неглупыми существами, замечали эту особенность, и начинали давить на него каждый раз, когда хотели есть. Экспериментатор тоже радовался — используя положительное подкрепление, он добился от крыс желаемого поведение, т.е. периодического нажимания на рычаг, но самое главное, что тот же подход можно применять и к человеку, причём не только одним к другому, но и к самому себе.
За годы экспериментов бихевиористы разработали самые разные схемы изменения и формирования желаемого поведения, используя положительное и негативное подкрепление. Здесь я приведу опыт использования самой простой схемы для формирования желаемого для онейронавта поведения.
Одним из ключевых навыков для сновидца, желающего регулярно ОСить, это умение просыпаться без движения, так как в этом случае довольно часто удаётся войти в осознанный сон, используя довольно простые техники.
Однако научиться этому навыку может оказаться не так уж просто. Конечно, терпение и труд — всё перетрут, и за неделю – две регулярных тренировок можно добиться достаточно хороших результатов, но всё же те методы, которые я применял, мне казались не очень эффективными (основным являлась аутогенная тренировка с соответствующими формулами самовнушения). Ещё одной проблемой было то, что если перестать заниматься, то через некоторое время навык исчезал, а его восстановление снова требовало значимых усилий. Нужна была эффективная техника, с помощью которой можно было бы формировать желаемый навык за короткий срок.
Было принято решение попробовать выработать желаемое поведение, используя негативное подкрепление. В качестве такового был выбран слабый электрошок (как, например, в зажигалках, используемых для розыгрышей). Перед засыпанием формулировалась желаемая цель (пробуждение без движения) и обуславливалось, что если пробуждение будет «неправильным», то будет применён электрический разряд, что и выполнялось.
Желаемый навык выработался уже под конец первой ночи, а закрепился в течении второй. Закрепление оказалось более устойчивым, чем в случае с самовнушением и времени на восстановление навыка после перерыва оказывалось меньше — более того, в значительном количестве случаев достаточно было просто принять решение о том, что этой ночью надо просыпаться «правильно» или же последует «наказание».
«Пробуждение без движения» — это не единственное, для чего можно использовать «Скиннеровский подход». Следующий логичный шаг (и который был сделан) — это установка дополнительной цели: не только правильно проснуться, но и не забыть применить соответствующие техники для выхода в ОС. Это также работает и работает хорошо, и весьма вероятно, что это не единственное, что можно с его помощью добиться, но каков именно может быть его вклад в то, чтобы научиться регулярно и часто сновидеть, каковы границы его применимости, какие нужные онейронавту навыки с его помощью легко выработать, а какие не очень — это темы, ждущие своих исследований и исследователей.