Онейрон

Фолофобия, или радужная заморочка

Михаил Радуга — довольно известный в сновидческих кругах деятель, поставивший преподавание осознанных сновидений на индустриальную основу. Раньше я делал обзоры на его учебник, фильм, а также художественное произведение. Пожалуй, если оценивать его деятельность с точки зрения пользы для сновидческого сообщества, то самое полезное его деяние — это учебник, который можно рассматривать как компедиум техник, в которых каждый найдёт что-нибудь полезное для себя. Однако, если рассматривать его учение в целом, то в нём есть ряд серьёзных недостатков.

Один из них — это страх перед «фолом» и героическая борьба с ним. В ранних версиях учебника эта невротическая сторона учения Михаила Радуги была выражена значительно сильнее, однако и сейчас у читателя формируется отношение, что придётся изо всех сил, напрягая все члены своего сновиденного тела, бороться с неизбежным возвращением в тело.

Для описанных трех проблем существуют как специфичные техники, что будет рассмотрено в отдельности, так и общие правила, актуальные при любом переживании в фазе. На изучение этих правил следует делать не меньший упор в изучении, так как только некоторые из них по отдельности могут помочь находиться в фазе в разы дольше. В некоторых случаях техники удержания не актуальны. Но в своей основе знания удержания актуальны для абсолютного большинства. Также может быть ситуация, что кому-то нужно противодействовать только фолу, а кому-то только засыпанию. Все это очень специфично и определяется лишь на практике.

«Фаза. Практический учебник»

Что же будет, когда «фазер» в совершенстве овладеет техниками «удержания»? А вот что:

В среднем стоит рассчитывать на 2-4 минуты пребывания в фазе, даже зная в совершенстве все техники удержания. Однако не стоит думать, что этого мало. Особенность пространства фазы заключается в том, что достижение чего-либо и перемещение там занимает минимум времени, секунды, а ведь именно на это у нас тратится большая часть жизни. Поэтому за те же 3 минуты в фазе можно сделать много дел, буквально нужен целый список, чтобы не терять время даром.

«Фаза. Практический учебник»

Открою небольшой секрет. При достаточно продолжительной практике вы вполне сможете рассчитывать на свои 2-4 минуты, без заморочек по поводу того, что вы проснётёсь. В то же время, если вы будете слишком серьёзно относится к словам Михаила Радуги, то у вас сформируются вредные установки.

Во-первых, на то, что без лихорадочного «удержания» вы обязательно проснётесь, в то время как куда больше пользы вам принесёт спокойное отношение к этому очевидному факту. Конечно, проснётесь, куда вы денетесь-то?

Во-вторых, на то, что вы обязательно проснётесь в физическом теле. Это совершенно необязательно. Может произойти ложное пробуждение, и вы окажетесь в теле сновиденном. Или просто сновидение может закончиться и начнётся новое.

Как избавиться от подобных установок, если они у вас уже успели сформироваться? Главное — нужно понять, почему вообще в книгах Михаила Радуги такое значение уделяется техникам «удержания». Дело в том, что его методология ориентирована на быстрое получение ярких опытов у новичков, у которых действительно поначалу могут наблюдаться проблемы с продолжительностью осознанных сновидений. Однако вы не всегда будете новичком, со временем ваши опыты достигнут указанных 2-4 минут и так. Это не та цифра, чтобы уделять этому столько внимания и усилий.

Цикл «Учение Фазопапы»

Гоша · 2020-06-02 06:02 · #

Целых 2-4 минуты! С ума сойти! И половину из этих 2-4 минут будут выполняться техники удержания.

Максим · 2020-09-12 17:41 · #

Желание продлить редкое переживание, особенно, когда таковое достигается не так просто – естественно. Поэтому появление у нас стремления обезопасить достигнутое, от напастей внезапного исчезновения, закономерно. Другое дело, что желание продлить, конкретно, осознанное сновидение – это методологическая ошибка.

А дело вот в чём :
Не всякое состояние ума и тела способно длиться или застыть в некоем закреплённом статическом состоянии. Напротив, большинство из них представляют собой те ли иные колебательные процессы – например, фазы дыхания. Если попробовать только вдыхать, но не выдыхать, то ничего не выйдет. Всё что тут возможно добиться, это, например, затаить дыхание на некоторое время, как это делают ныряльщики ко дну водоёма.
Искусство таких ныряльщиков состоит, в том числе, хорошенько провентилировать лёгкие, чтобы затем на время нырка затаить дыхание. Подобная стратегия, разумеется, возможна и в отношении осознанного сна. Но применимо сновидения – она не верная.

Правильная стратегия – засыпать и просыпаться множество раз, не смущаясь этими колебаниями сознания, не препятствовать пробуждениям как если бы необходимым вдохам воздуха. Поскольку колебания сознания и колебания грудной клетки – прерогатива тела. Пытаться подчинить столь основополагающие процессы капризам личности, плохая идея. Пусть тело делает то, что ему во время совершения вами сновидения, хочется в силу более важных, не известных нам причин аппаратного уровня.

Правда для конкретно такого отношения к пробуждениям сна требуется вполне конкретное и немного другое представление о искусстве сновидения, согласно которого оно не сводится к одной только «реализации» уже имеющегося, естественно возникшего состояния сознания, которое Михаил Радуга называет «Фазой». В своих лекциях Радуга подчёркивает, что он не учит создавать Фазу, а только «реализовать её, когда она уже наличествует».

Вот как должно происходить сновидение – как движения плывущего «кролем» или «брасом» пловца. А не как движения ныряльщика ко дну водоёма.
Пловец только одну половину своего плавания находится под водой, затаив дыхание, а другую половину он выныривает из под воды, чтобы в очередной раз хапнуть воздуха.
Вас не должна смущать продолжительность очередного нахождения сознания в состоянии сна. Вместо этого, следует нацелиться только на то, чтобы циклы колебательного движения сознания между засыпаниями и пробуждениями не остановились.

Как поддерживать такую циклическую болтанку сознания, о том Радуга не учит, поскольку его аудитория – люди, ранее не занимавшиеся сновидениями и которым не нужно «хватать с неба звёзд», но будет достаточно воспользоваться добротой госпожи ночи. Благодеяние ночи в отношении нас состоит, что она сама создаёт нужное для сновидения состояние сознания без каких либо ухищрений со стороны сновидца, и которое, поэтому, он может без затей «реализовать».

Однако этого не достаточно для, например, удлинения сновидения. Первое же колебание сознания в сторону бодрствования положит сновидению конец, если вы только используете сформированную без вашего участия, неведомыми вам силами «Фазу», но при этом не созидаете её сами.
Сновидец, который только ещё должен узнать сновидение, на самом деле, сделать этого и не может, поскольку, прямой вход, индукция иных состояний сознания, всё это, таки, потребовало бы от него более основательных сартальварталей над своим естеством.

Константин · 2020-09-24 00:16 · #

…«Вместо этого, следует нацелиться только на то, чтобы циклы колебательного движения сознания между засыпаниями и пробуждениями не остановились.
Как поддерживать такую циклическую болтанку сознания, о том Радуга не учит,»

Максим, а что нужно чтобы её поддерживать?
Максим · 2020-09-24 11:15 · #

«… что нужно чтобы её поддерживать?»
Ведать их может быть много, но все способы делятся на две группы, первая из которых действует косвенно, а вторая – прямо.
Например, я слыхал, будто один художник отдыхал так : Сальвадор Дали брал в руку, не помню ту историю в точности, кажется, ключ, и засыпал в кресле. Как только это происходило, ключ падал из рук на металлический поднос, по такому случаю, поставленный на полу. Громкий звук, извлекал его из сна в момент кульминации.
Лаберж попробовал применить вместо железного таза на полу – четырёхканальный энцефалограф с анализатором паттернов. Однако в его варианте этого девайса, применялась не звуковое, как у Дали, а оптическое оповещение наступления быстрой фазы.
До рукодельников сновидцы обходились применением собственного тела, и вот тут уровень мастерства широко варьируется :
Из косвенных методов мы должны, скорее всего, сразу отбросить всё, что не основано на положениях тела, типа фармакологических средств, пророческих подушек, начинённых высушенными травами, вечерних прогулок, ещё лучше – отбросить все косвенные средства. Однако, по меньшей мере, нужно понимать, что они есть.
Из основанных на положениях тела известно, пожалуй, только два – засыпание в положении на спине и засыпание в вертикальном положении в кресле, первое из которых более щадящее и потому пригодно и для ночного сна.
Тут надо вкратце остановиться, потому что последние два из косвенных средств объясняют принцип действия чисто психических, как механическая модель будильника, построенного, так сказать, на телесной элементной базе.
Любая такая система должна быть охвачена обратной связью, в этом и объяснение. В случае, например, вертикального положения, голова и торс начинают падать при засыпании, в примере с Дали, рука отпускает сторожевой предмет, в примере с положением на спине, грудная клетка падает, болезненно придавливая диафрагму. Можно поднимать колени лёжа на спине – при засыпании они разъезжаются в стороны или в одну сторону.
Организовать аналогичную обратную связь психическими средствами тоже можно, физический принцип схож с тремором. Например, когда руки трясутся, это «паразитная обратная связь» там где её быть не должно – человек непроизвольно хочет две вещи, два желания, противоположно направленные. Причём, не важно даже, что он хочет эти два желания вовсе не одновременно. Как такое случается ? – кроме фактора пространства, есть ещё и фактор времени, вот как :
распространение нервного сигнала до «привода» требует затраты времени в диапазоне сотен миллисекунд. Этого достаточно, чтобы фаза сигнала отстала до её полного переворачивания. Тогда коррекция управления рукой со стороны мозга, начинает вместо того, чтобы производить поправку на ошибку позиционирования, усугублять эту ошибку. Другими словами, коррекция позиционирования вычисляется верно, но пока команда дойдёт до руки, направление коррекции уже требуется противоположное, а не это, а эта коррекция только ухудшает управление. Если человек в подобной ситуации пожелает только что-то одно из этих двух, то есть, «перестанет управлять» – тремор прекратится.

Это, например, актуально когда запаиваешь на плате близко расположенные компоненты – стараться нельзя, иначе перекроешь дорожки. Лучше, наоборот, прикинуться, что итоговый результат тебя совершенно не интересует, это позволяет выгрузить из памяти одно или, возможно даже, оба конфликтующих стремления, разорвать фатально запаздывающую поправку управления.

В случае с созданием психической обратной связи для сновидения, всё наоборот, чем во время монтажа радиокомпонентов на плату, там обратная связь паразитная, а здесь она полезна – вы хотите поскорее уснуть, однако вам бы не хотелось потерять сознание. Мы должны(можем) психически генерировать, то есть создать периодический процесс.
Если вы будете желать только одно из этих двух желаний, например, уснуть – уснёте без всякого «тремора»(а ты в это время уже понимаешь, что «тремор» это речь идёт о болтанке сознания меж двух берегов). Если желаешь не засыпать – что ж, бодрствовать так бодрствовать. Но если желать оба – наступает управление через обратную связь, она и вызывает «тремор».
Кто посвящён в теорию управления объектами регулирования автоматики, посмеётся надо мной, так что я поостерегусь дальше развивать эту тему, да и читатель отвалится.

На самом деле, засыпающее сознание может попасть в цикл и без специальных усилий, однако не стоит на это рассчитывать, так как из этого цикла оно обычно очень быстро затем выходит. Однако матёрым сновидцам бывает достаточно и этих нескольких итераций, если глубина колебаний сознания в сторону засыпания окажется достаточной. Тем не менее, и на это не стоит полагаться, так как нету гарантии, сколько раз вас нужно пихать и тормошить в этой болтанке, прежде чем до вас дойдёт, что она означает – то есть, проблема, имеющаяся для инструментальной индукции сна имеет место и здесь. Она в том, что оповещения спящего, даже если оно подано верно, это всё что может сделать инструмент, правильно оценить оповещающий сигнал, типа что это сигналит «Дримлайт», а вовсе не праздничный фейерверк в небе, или что тебе пора посмотреть, что делает твоё тело, а не отражать периодические атаки обитателей шкафа. Это должен сновидец, инструмент сделать этого не сможет. Так и в болтанке сознания можно проболтаться долго. На самом деле, последнее бывает достаточно не приятно, что и сподвигает, в конце концов, сновидца положить ей конец, этому отвратительному безобразию. По меньшей мере, создавать это «безобразие», как убеждён, сновидец должен. Не надеясь на доброту ночи, что как-то там само устроится.

Теперь уже можно и сказать, что, на самом деле, болтанка сознания не нужна, из сказанного должно быть понятно почему не нужна, хоть я говорил, что её нужно поддерживать. Если по существу, получается, нужно войти в цикл, но чтобы воспользоваться первой же или N-ной итерацией для входа в сновидение и «застрять» в нём. На этот период цикл остановится, как мы знаем на несколько минут, после чего сознание откатит в сторону бодрствования. Тут оно опять должно попасть в болтающийся цикл и так далее.

Когда такое происходит из физиологического сна, у людей(не только у них) дёргаются конечности. Момент вздрагивания физическим телом означает физиологический сдвиг в сторону пробуждения. Тело сна молниеносно прыгает в физическое тело, отчего последнее и вздрагивает. Совсем не обязательно, что пробуждение дотянется до яви, а тогда физическое тело останется неподвижным(дёрнется только тело сна). Многие ощущения тела в состоянии такого плавающего сознания обязаны своим происхождением именно телу сна. В поверхностном сне могут «выйти», например, только руки, а тогда в момент вздрагивания возвращаются, соответственно, только руки. Двух тел, одно физическое, а другое привиденческое, у нас, конечно, нету. Привиденческое тело является набором кинестетических галлюцинаций.

Перейдём, наконец, к сути. Суть в том, что у нас уже есть желания, при том весьма могущественные, которые мы, формальным образом, не создавали. Они настолько основополагающие, что возникают как бы, по умолчанию. Поэтому, остаётся только создать ещё одно, но встречно направленное.
Переживание всех нюансов их конфликта, если вы создаёте это желание наяву – очаровывающее зрелище. Хотя, сейчас мы говорим не о яви, так что желание, о котором речь, должно быть направлено на пробуждение ото сна. То есть, заснуть вы хотите и так, хотеть тут надо противоположное – то есть пасти ситуацию, а не странствовать в фантазиях. Да, скучно, но этого достаточно. И если просыпаясь, вы опять начинаете так же скучать, то опять попадёте в болтанку, так как при засыпании есть только два варианта, или забыться в фантазиях или сновидеть. Если фантазии вас не увлекли, ничего третьего не остаётся.
Наяву по другому, но там и желания пробовать нужно другие, гораздо более ссыкотные, вот там скуки нет никакой. Но это другой разговор.

* Комментарии премодерируются