2013-10-27 · Книги
·Есть классическая метафора о пещере, изложенная Платоном в его «Государстве». Представьте, говорит Платон, что есть пещера, в которой сидят надёжно прикованные узники, зафиксированные своими кандалами так, что спиной они обращены к выходу из пещеры, а смотрят на стену, на которую падают тени от людей и предметов, проходящих и проносимых мимо выхода. Вот проходит человек с корзиной фруктов, и узники видят их тени на стене. Особенность в том, согласно Платону, что для этих несчастных эта тень человека и будет самим человеком, а тени от корзины с фруктами — самой корзиной с фруктами.
Почему? Да потому, что эти узники никогда не видели настоящих людей и предметов, они всегда видели стену с тенями, но никто никогда им не показывал настоящей реальности — и поэтому тени стали для них реальностью. Мы подобны этим узникам, говорит Платон, и то, что мы принимаем за реальный мир — всего лишь тени на стене пещеры, а мы прикованы и неспособны её покинуть. Однако, считал Платон, что мудрец-философ может это сделать и узреть Идеальные Формы, отражениями которых являются предметы нашего мира.
Эта идея лежит в основе многих дуалистических учений. От авраамических религии, в котором роль пещеры играет материальный мир, а мир духовный — роль «настоящего» до буддизма, который куда точнее предвосхитил современные теории сознания, но в котором эта надежда на «выход из пещеры» всё ещё есть.
Столь широкое распространения идеи о том, что мир «иллюзорен» или мы воспринимаем его не полностью, в философии и религии имеет основание. К концу XX века стало возможным исследовать работу мозга техническими средствами и результаты, полученные нейронаукой, подтвердили, что да — мы сидим в пещере. Воспринимаемый нами мир, включая наше тело, является лишь моделью, построенной нашим мозгом на основании полученных данных от органов чувств и затем существенно обработанных. То, что мы видим, слышим и чувствуем — не реальный мир, это «тень», созданная мозгом (подробнее об этом можно почитать, например, в книге Криса Фрита «Мозг и душа»).
Успехи нейронауки идут куда дальше. Мы подбираемся (осторожно и не без значительных сложностей) к святая святых, к Священному граалю, то есть к тайнам человеческого сознания. Как и при каких условиях оно возникает? Какие у него особенности? Его структура? Возможно ли нам (хотя в принципе) создать искусственных существ, им обладающих? Эти вопросы мучают человечество тысячелетиями, но только сейчас мы стали близки к тому, чтобы получить ответы, которые могут дать практический результат.
Однако на данный момент мы находимся в периоде, подобном химии до открытия периодического закона химических элементов. С одной стороны, мы уже вышли из периода чистых спекуляций, основанных только на субъективных размышлениях и предположениях их создателей, так как современные «спекуляции» уже возможно проверять или хотя бы сообразовывать с известными нам данными о работе мозга. С другой стороны, несмотря на то, что нейронаучных исследований много, у нас нет теории сознания, подобной периодическому закону элементов в химии или стандартной модели в физике элементарных частиц, которая позволила бы нам эффективно обобщать получаемые результаты и делать успешные предсказания.
Труд Томаса Метцингера — один из первых шагов в этом направлении.
«Being No One» — это главная монография немецкого философа, его magnum opus, где излагается теория моделей «Я». В ней излагается какие условия должны быть удовлетворены для появления в системе (например, биологическом организме) хоть какого-то сознания (в значении возможности переживать субъективный опыт) и какие — для сознания, равного человеческому (таких условий Метцингер находит одиннадцать штук). Также есть дополнительный набор условий для появления в системе самоосознания (их восемь). Впрочем, эти условия скорее логичнее назвать «свойствами» (в оригинале Метцингер использует слово «constraint» – ограничение). Каждому свойствоограничению посвящён детальный разбор на нескольких уровнях: нейрофизиологическом, функциональном (какую роль оно выполняет для системы-носителя сознания), информационно-вычислительном (поскольку мозг, по сути, занимает обработкой и преобразованием получаемой информации) и на репрезентационном (как свойство представления мира самой системе).
В двух главах, представлявших для меня наибольший интерес, Метцингер тестирует созданный им философский каркас на нестандартных конфигурациях сознания, таких как множественные личности, сновидения, фантомные конечнести и тому подобное (о чём любят писать Рамачандран и Оливер Сакс).
Это подробнейшее рассмотрение структуры сознания являются подготовкой к изложению главного тезиса Метцингера, что он и делает в последней главе. Философ даёт свой ответ на платонов миф о пещере. «Я», как мы его воспринимаем, не существует. Наша интуиция, которая говорит, что «я есть» во времени и пространстве, и дающая нам надежду, что мы переживём смерть, что мы можем каким-то образом покинуть пещеру — это иллюзия, «ложь во спасение», которую создаёт мозг. Наше сознание и самоосознание — это виртуальный орган, созданный в процессе эволюции, но для того, чтобы он хорошо работал, мозг создаёт мастерские иллюзии: мы принимаем модель мира за сам мир, а модель тела за само тело.
Вернёмся к пещере и к вопросу, поставленному в заголовке. Так можно ли выйти из пещеры? Томас Метцингер говорит, что нельзя. Проблема не в том, что мы являемся узниками пещеры. В реальности всё гораздо хуже. «Я» — это тень на стене пещеры, которую отбрасывает сама пещера. Тень пещеры на её стене не может её покинуть, а сама пещера пуста, и в ней никого нет. Буддисты близко подошли к этому, но не смогли полностью расстаться с надеждой каким-то образом всё-таки сбежать. Но бежать некому. Вообще некому, даже наипросветлённейшему сознанию, давным-давно избавившемуся от эга. Сколько не медитируй, сколько не сливайся с Брахманом — всё это лишь та же тень на стене пещеры, только поменявшая форму. Любой опыт, любое переживание — это всё та же игра теней.
Таков главный философский вывод «Being No One». В монографии автор затрагивает множество интересных вопросов, однако формат и аудитория книги (она рассчитана на людей, имеющих философское образование) не позволяют ему слишком вольных рассуждений. Их он более свободно выражает в своей книге «The Ego Tunnel», которая является адаптацией теории Метцингера для широкого круга читателей.