Онейрон

«The Clockwork Rocket» и «The Eternal Flame» Грега Эгана

Грег Эган — австралийский автор произведений в жанре «твёрдой» научной фантастики. Решив приобщиться к его творчеству, я начал не с ранних произведений — таких как «Карантин», благодаря которым он стал известен, — а с «Ортогональной трилогии», в которой меня привлекла необычные особенности мира, где разворачивается её сюжет.

Идея такова: если в нашей вселенной три пространственных измерения и одно временное радикально друг от друга отличаются, то в «ортогональной» вселенной такого резкого различия нет. Теоретически, взлетев на ракете и совершив определённый маневр, можно сделать так, что одно из пространственных измерений может поменяться местами с временным. Это даёт, например, такую возможность, что ракета, улетевшая с планеты и поменявшая таким образом систему координат, может лететь неограниченно долго, при том что на планете пройдёт совсем немного времени. Этим и пользуются герои трилогии: планете угрожает катастрофа, и её обитатели запускают корабль, который должен вернуться только тогда, когда улетевшие найдут решение. На корабле пройдут поколения, в то время как на планете всего несколько лет.

Понравились ли мне книги? Чтобы ответить на этот вопрос, разделю затронутые в них вопросы и идеи на три категории.

Обложка «The Clockwork Rocket» Грега Эгана

Обложка «The Clockwork Rocket» Грега Эгана

Биологическая

Обитатели планеты и улетевшего корабля описываются автором очень по-человечески, но на самом деле они совсем не люди, скорее чем-то напоминают раститительных амёб — могут выращивать конечности по необходимости, глаза, менять форму тела. Ключевым отличием, задающим очень многие сюжетные линии, является то, как они размножаются. Женщины этого мира просто делятся на четыре части, то есть сама мать погибает. Получается две пары «брат-сестра», которых воспитывают отцы. Сама идея интересная, однако автор заложил в неё определённый мотив, связанный с современной «повесткой» в англоязычных странах: страдания женщин, вопросы их автономии и так далее, который постепенно начинает надоедать.

Социальная

Хотя действие происходит в другой вселенной с совершенно иными законами, социальная составляющая с головой выдаёт вид, к которому принадлежит автор, его культуру и эпоху. Проблемы, затрагиваемые автором, очень модные. В этом мире женщины опять страдают и их угнетают мужчины: их заставляют разваливаться на четыре части (ну, ок, здесь природа-матушка постаралась), мужчины сосредоточили всю власть, заседают в городских советах, в полиции тоже одни мужчины и т. п. В обоих романах нет ни одной плохой женщины. Если кто-то что-то делает плохое, то это всегда мужчины.

При этом мне была непонятна одна вещь. Как мужчины вообще захватили и удержали власть? Женщины этого мира сильнее и как минимум не глупее, а скорее и умнее. Растительные бизнес-вумены тоже уже появились. Можно было бы предположить, что мужчины у них просто очень деятельные и стремятся к власти из-за тестостерона. Но в этом мире секса как такого нет и тестостерона тоже. Есть только процесс слияния, после которого женщина делится на четыре части. У мужчин нет даже желания обладать другими женщинами, кроме желания однажды слиться со своей «сестрой». Единственное оправдание — это то, что женщины не переживают процесс деления, однако «противозачаточные» средства уже появились. Как минимум бы я ожидал преступных женских банд (на это моё возражение мне, правда, заметили, что это уже была бы не научная фантастика, а криминальный роман).

Во втором романе, мы видим, что на корабле сия патриархальная несправедливость устранена, однако бедным женщинам опять приходится страдать. Из-за нехватки еды, женщины постоянно голодают, чтобы при размножении делиться не на четыре части, а две. И автор начинает чётко выводить образы хороших мужчин и плохих. Хорошие мужчины следят, чтобы женщина могла полностью проявить свою автономию и реализовать свои желания, а плохие женщинам в этом мешают. В общем, читая второй роман, я почувствовал, что автор меня поучает как-то особенно сильно, и мне это не понравилось.

Обложка «The Eternal Flame» Грега Эгана

Обложка «The Eternal Flame» Грега Эгана

Научная

Грег Эган, очевидно, много размышлял над тем, как устроена вселенная, в которой разворачиваются действия трилогии. Свои размышления он вложил в уста героев, которые постоянно обсуждают множество научных теорий (действительных только для этой вселенной), и, по правде говоря, он перегибает с их количеством и размерами. В первом романе это не так заметно и сбалансировано развитием сюжетной линии, но в «Вечном пламени» автор предпринимает настоящий штурм на крепость читательского терпения. В общем, с какого-то момента я стал быстро пробегать по подобным диалогам, фиксируя только результат рассуждения.

Общее впечатление

Интересные идеи, интересный, в целом, сюжет, но вторая книга перегружена диалогами о том, как устроена физика этого мира, и едва замаскированными под сюжет нравоучениями о том, как должны себя вести мужчины по отношению к женщинам. Один из главных героев, по мысли автора — образцово-правильный, это прототип «куколда», которого спасла только биология этого мира. Живи он в нашем мире, вряд ли бы бы такой хороший конец, как описал Грег Эган. Не уверен, что буду читать третью часть. Лучше прочитаю его же «Карантин».

Другие статьи

* Комментарии премодерируются