Онейрон

«Концепции божества» Х. П. Оуэна

Хью1 Парри Оуэн — это малоизвестный уэльский философ-теолог, чей труд мне попался относительно случайно, когда я в дороге перебирал книги, записанные в электрокнигу. Среди них была и «Concepts of Deity», посвящённая концепциям Бога в философии — именно в философии, поэтому атеистический бог (вредный дяденька, прячущийся где-то в облаке Оорта и мешающий атеистам грешить) и мифологические разновидности (например, боги древнегреческого пантеона) в неё не вошли.

Книга поделена на три главы, две из которых мне понравились, а последняя не очень.

В первой главе Оуэн рассматривает концепцию Бога в классическом теизме. В первую очередь он рассматривает тот его извод, который принят в христианстве, так как он сам христианин, да и среди монотеистических религий философская теология достигла своего высшего выражения именно в христианстве. Классический теизм Оуэн разбирает наиболее подробно, и каждый элемент (единство Бога, простота, бесконечность, трансцендентальность, иммутабельность, творение ex nihilo и т. д.) он детально объясняет, насколько это позволяет малый формат книги (не считая примечаний и библиографии в ней всего 150 страниц). Из занятного — знали ли вы, что у слова «вечный» целых три философских смысла? Я вот думал, что их два.

Во второй главе рассматриваются концепции Бога, оппонирующие классическому теизму: конечный, а не бесконечный Бог; Бог в неоплатонизме (Плотин); пантеизм и панентеизм; теология процесса (Альфред Уайтхед). О последнем сделал заметку почитать по-подробнее.

Третья глава мне понравилась меньше первых двух, так как она представляет собой заочный спор с рядом современных автору теологов (книга написана в 1971 году), где в конце главы Оуэн вежливо объявляет, что он победил. Он не излагает их концепцию в целом, а касается только тех мест, где он с ними не согласен, и чтобы оценить этот спор, нужно быть знакомым с их творчеством. Поскольку я с ними не знаком, и единственный, о котором я вообще что-либо когда-либо слышал, был Пауль Тиллих, то через эту главу мне пришлось буквально продираться.

Ещё стоит отметить, что книжка не из разряда «философско-популярной» литературы, и рассчитана на тех, кто знаком со схоластической философией, поэтому хотя книгу можно порекомендовать как неплохой и компактный обзор по философским концепциям Бога, для широкого читателя она вряд ли подойдёт.

1 У него уэльское имя — Huw, и как оно произносится на самом деле — неизвестно.

Другие статьи

* Комментарии премодерируются