2022-09-18 · Философия
·В дополнение к статье «Сумерки атомизма».
Подъем и падение атомистического материализма как господствующей метафизической системы можно проиллюстрировать на необычном, на первый взгляд, примере, но очень показательном, а именно на примере оккультистов, общающихся с духами и иными иномирскими сущностями.
Пару слов следует сказать, о том, имеет ли место сам этот феномен. На субъективном уровне — да, несомненно, и для этого даже необязательно специально чертить круги и произносить заклинания на латыни. Подобное явление может, например, произойти на фоне сильной концентрации. У меня лично был занятный опыт, когда я активно занимался мнемотехникой, что подразумевает довольно длительные сессии визуализации.
Как же люди, практикующие намеренное общение с духами, объясняли этот феномен? Объяснение зависело от эпохи.
До эпохи Просвещения полагалось, что духи — это разумные существа, живущие в отдельном мире (или мирах) духов. Как и люди, они могли быть добрыми, злыми, честными, лживыми и т.п. Гримуары той поры уделяют значительное внимание личности конкретного духа.
Эпоха Просвещения внесла значительные изменения не только в жизнь посюстороннего, обыденного мира, но и в то, как оккультисты стали интерпретировать свои опыты. В 18-19 веке начался подъем психологии, в 20-ом — психоанализа, и вот мы читаем у британского оккультиста Алистера Кроули о том, что гоэтические демоны, оказывается, это «части человеческого мозга», а сигилы и имена гоэтических демонов эти самые части мозга стимулируют. А магия, соответственно, это форма естественнонаучного знания, куда еще не добрались обычные ученые. То есть очень материалистическое объяснение. Очень в духе своего времени.
Следующий этап связан с распространением электричества и радио. Магия начинает рассматриваться как манипуляция некоей «энергией» или энергиями. Духи, соответственно, это проявления этой самой «энергии». При этом энергетическая модель зачастую увязывается с ментальной моделью.
То есть до этого момента мы можем констатировать, что хотя оккультисты не пользовались почетом в научной среде, но сама наука Нового времени и метафизика эпохи Просвещения в оккультной среде пользовались высоким статусом.
Переломный момент происходит в конце 70-ых-80-ые, когда появляется т.н. Магия Хаоса, чей главный постулат — это то, что нет единственно верной парадигмы и можно выбирать ту, которая работает лучше всего. Здесь мы можем усмотреть намечающееся разочарование в науке как способной со временем объяснить всё. Интересно, что это происходит параллельно с замедлением скорости научного прогресса.
Наконец, с 2000-ых среди оккультистов снова получает распространение домодерновая модель, в которой духи — это отдельные, реальные разумные (или не очень) существа, пусть и бестелесные, живущие где-то в своих мирах, что отмечает начало отказа от метафизики эпохи Просвещения. Схожие процессы мы обнаруживаем и в других областях, весьма далёких от оккультных штудий: например, в политической среде появляется неореакционное движение, подвергающее весь проект Просвещения беспощадной критике и весьма критически оценивающее его наследие.