2020-05-12 · Статьи
·А ведь я только сейчас понял то, как нам повезло со сновиденной сценой в 2000-х. Если сравнить искренний, исследовательский настрой того времени по разгадыванию тайн сновиденного мира с текущими пабликами и общей атмосферой каких-то сомнительных школ, что материалистической, что астральной направленности, готовых отдать все загадки mundus somniorum по сходной цене, и в нагрузку добавить «прибор для осознанных сновидений» вместе с ворохом «суперспособностей», то сравнение очевидно не в пользу последних.
Могут сказать: «Ты просто стал старый, Фантас. Трава не такая зеленая. Женщины не такие молодые. Вот ты и бухтишь. Ностальгируешь. Просто ушла одна эпоха и началась другая — лучше. Это прогресс. Не ной, а найми SMM-менеджера, благо их сейчас по пятаку за пучок, раскручивай группу, добавь каких-нибудь курсов: «Как научиться осознанным сновидениям очень быстро» и «Открыть третий глаз строго научно».»
И здесь я, конечно, не соглашусь. Мог бы сказать, что трава все еще зеленая, а третьекурсницы все также не стареют, несмотря на то, что годы неумолимо идут, но лучше приведу пример из другой области, которой сейчас занимаюсь, и которая вызывает у меня пусть не идентичные, но схожие ощущения.
Некоторое время назад я занялся изучением классических языков: латыни, древнегреческого, иврита, вэньяня и т.п., и это открыло мне скрытую грань реальности: старинные книги, скрывающие в себе иной мир, а лучше сказать даже — иные миры. Вот эти ощущения — когда входишь в ОС, в неизведанный, неисследованный сновиденный мир и когда открываешь в оригинале какую-нибудь непереведенную средневековую книгу или книгу времен Ренессанса — они очень похожи.
Иным является и сообщество вокруг изучения таких языков. Оно не настолько активное, как сообщество вокруг ОС (что тогда, что сейчас), но оно также пронизано искренним любопытством к этих недоступным для взгляда праздного зеваки ушедшим в прошлое временам и эпохам и искренним желание разгадать их загадки. И для этого они ровно также — как мы когда-то — ищут техники и методики «как войти в ОС», то есть в латынь, древнегреческий или иной классический язык. И поскольку классические языки не очень популярное занятие, их не одолевают орды желающих любым способом заработать немного денег на жаждущих приобщиться к классическим языкам.
Мы утеряли эту атмосферу. Немногие осколки прежней эпохи еще тлеют, но прежнего огня уже нет. Как же так получилось?
Сначала скажу про то, что может показаться корнем всех зол (на самом деле это лишь одна из проблем).
Мне бы не хотелось, чтобы сказанное понималось в духе времени как гневная филиппика против корысти, алчности и, тем паче, против капитализма. Мы просто оказались не готовы. Мы были подобны монахам, аскетам и мистикам, когда уходили в сновиденные миры и приобщались к его неисчислимым тайнам, но мы не были теми, кто делал это осознанно. Мы были в мире, но иногда не от мира — потому что мир нас не искал. Но когда он начал нас искать — то легко нашел. Кого-то поймал на желании немного (или много) заработать, кого-то — на желании окружить себя множеством виртуальных друзей и собирать лайки, но так или иначе: мир нашел нас, и он нас сожрал.
Упадку, вызванного коммерциализацией и профанацией сновиденной сцены, поспособствовал фактор смены интернет-технологии: с конца 2000-х форумы неумолимо уступали социальным сетям. Начался массовый отток пользователей, жизнь на форумах замерла, вместо этого сновидцы осваивали паблики и другие инструменты ВК, Фейсбука и, не к ночи будет сказано, Ютуба. Самое главное — этому тренду поддались не только «простые сновидцы», но и, скажем так, «генераторы контента» — те, кто писал статьи, придумывал разнообразные ивенты, квесты и так далее (в.п.с. не является исключением — и Вконтакт я расцениваю как одну из самых своих вредных привычек, от которой желаю однажды избавиться).
Но социальная сеть — это не форум. Форум — идеальная платформа для специализированных сообществ, вроде сообщества ОСевиков. Это идеальная площадка для продуктивных обсуждений, разделения обсуждения по разным тематических группам, выделения самого важного и т.п. Функционал того же ВК в этом плане крайне бедный, а «стена» — это просто антитеза форумного подхода: множество однодневных постов, сливающихся в одно неразличимое полотно, быстро уходящих «вниз».
Есть и другой момент — на форуме мы не были Васями, Петями, Машами, унылыми программистами, менеджерами и представителями других профессий. Мы были сновидцами, онейронавтами, исследователями неведомых миров. В соцсетях мы стали унылыми горожанами с их унылыми городскими проблемами и амбициями. Сновиденные форумы давали нам особую атмосферу, настраивали нас на особый сновиденный лад и отсекали от мирских проблем и забот — хотя бы на время, давая вдохновение для сновиденной практики. Форумы позволили нам стихийно организоваться в аналоги средневековых монастырей и ренессансных академий, в которых ищущие познания люди могли общаться на интересные темы в благоприятной обстановке. Социальные сети забрали это, растащив наше внимание на совершенно нестоящие того предметы.
Есть и еще один фактор, сыгравший роль в том, что 2000-ые стали Золотым десятилетием для русской сновиденной школы и сама эта школа не стала калькой с англо-американской, как это произошло, например, со школой испаноязычного мира. Этот фактор — Кастанеда.
Какие два основных направления интерпретации осознанных сновидений были в англо-саксонском мире в 2000-ые?
Первое мы можем назвать «светским». Это как бы научное направление, в рамках которого утверждается, что сновидения — это сугубо продукт мозга и по этой причине обычно утверждается, что в сновидениях можно делать всё, то ли в смысле, что всё возможно, то ли все дозволено. Яркими представителями являются Стивен Лаберже в США и Михаил Радуга у нас. Проблема этого мировоззрения заключается в том, что оно быстро ведет к омертвлению сновиденного мира. Поскольку весь сновиденный мир — это «продукт мозга» (слушать это обычно невозможно без зевка), то никаких особенных тайн в нем нет. Сновиденные миры и их обитатели подобны однопользовательской игре, служащей для нашего развлечения. В общем-то, однопользовательская игра даже лучше, так как была специально для этого сделана и попасть в нее намного проще.
Второе можно назвать «астральным». Корнями это направление уходит в теософию Блаватской и ее последователей, таких как Чарльз Ледбитер. В этой интерпретации сновиденный мир более пестрый, но также не является источником тайны. В нем — каждый на своем месте. Махатмы махатмствуют, каждая «сущь» в своем ранге, занята своим делом. Сновидец тоже не ерундой занят, не какими-то глупыми исследованиями, но духовно развивается, помогает, например, заблудившимся душам добраться до нужного астрального плана, или участвует в войне Тьмы и Света. И т.п., в общем такой себе неоплатонизм для «нищих духом». Действительно мистического в этом направлении примерно столько же, сколько в предыдущем научного.
Однако в России в конце 90-х-начале 2000-х восторжествовал подход Кастанеды, который был совершенно иным и на Западе — давно забыт. Его работа началась как применение принципов феноменологической философской школы, которая говорит нам, что для познания чужой Тайны, нужно отказаться от собственных предубеждений и познать ее изнутри. В применении к сновидениям это заключалось в том, что мы принимали сновиденный мир как есть. Это не «продукт мозга», т.к. это, строго говоря не доказанный факт, а одна из исходных аксиом «светского» подхода к сновидениям, и это не описанная Блаватской или иным «астралопитеком» ангельская иерархия. И принимая его как есть, мы в духе Кастанеды старались набрать как можно больше фактологии, эмпирического знания и только после этого создать интерпретацию.
И самое главное — от учения Кастанеды нам передалось ощущение тайны и дремлющего неподалеку чуда, которым пронизаны его книги. «Магия — на кончиках пальцев». Магия — не как чудо-приборы для входы в ОС и полеты во сне без ограничений, магия — не выпущенный в «сущь» файербол, но как проявление Запредельного в нашей жизни. Чего-то совершенно иного, взгляд за занавесу, отгораживающей наш мир от иных граней реальности.
Другой удачей стали Хакеры сновидений. Я не говорю сейчас об одноименной серии книг, но о соответствующем направлении на русской сновиденной сцене, начавшемся в ранних 2000-х. Соединив феноменологический подход Кастанеды, старинные шаманские техники (картография сновидений) и свежий взгляд, они создали очень своеобразную интерпретацию сновиденной фактологии, пропитанной, как и у Кастанеды, ощущением тайны и магии, что находится на кончиках пальцев. И самое главное, они на десятилетие задали исследовательский вектор русской сновиденной школы, стремление сновидцев 2000-х разгадать загадки сновиденного мира. Все сообщества того времени были пронизаны этим духом, как бы они не относились к самим ХСам и Кастанеде.
Но вот мы в 2020-ых. Исследовательский дух не то, чтобы совсем потух, но лишь немного тлеет. На его углях маршируют продавцы курсов и онейроприборов, мелкие и покрупнее гуру, рассуждающие о том, что «сновидение — это продукт мозга» и пора уже открывать «третий глаз». Вместо форума, объединяющих увлеченных сновидениями людей — паблики вКонтакте со всеми указанными раньше минусами.
Можем ли мы если не переломить эту ситуацию, то отвоевать у мира уголок для онейронавтики и для исследования в компании единомышленников тайн сновиденной вселенной?
Наверное, можем. Но то, что в 2000ых получилось «стихийно», в 2020-ых необходимо будет делать осознанно. Пример тому — то же сообщество полиглотов. Да, у изучающих классические языки нет многих описанных выше проблем, но вот у сообщества изучающих современные языки — есть и еще какие. Желающие продать бедному полиглоту очередные курсы о том, как изучить немецкий или английский за три месяца — не переводятся. Социальные сети оказались ровно такое же негативное влияние на сообщество полиглотов. Как же оно преодолело этот кризис?
Ответом был: воссоздание сообщества на базе все тех же форумных технологий. Отчасти этому поспособствовал наметившийся отток пользователей из социальных сетей обратно. К настоящему времени первоначальное очарование этими диаболическими интернет-конструктами выветрилось, и стало понятно, что хорошее специализированное сообщество можно создать только на базе форума. К этому должно прилагаться определенный настрой создателей форума и тщательное культивирование его атмосферы. Создать и поддерживать форумное сообщество в наше время сложнее, но и других альтернатив тоже нет.
И чтобы закончить этот затянувшийся монолог на позитивной ноте, пожелаю, чтобы загадки сновиденного мира снова будоражили нашу кровь и пусть на бескрайних просторах интернета снова появятся сообщества онейронавтов, бесстрашно погружающихся в глубокие воды Онейроса — не ради денег, тщеславия или развлечения, но ради стремления к Запредельному.
P.S. Название статьи связано с песней Сергея Калугина «Возвращение в Неаполь», настроение которой гармонировало с настроением автора, когда он писал эту статью.