Онейрон

Возвращение в Неаполь, или реминисценция в сновиденные 2000-е

А ведь я только сейчас понял то, как нам повезло со сновиденной сценой в 2000-х. Если сравнить искренний, исследовательский настрой того времени по разгадыванию тайн сновиденного мира с текущими пабликами и общей атмосферой каких-то сомнительных школ, что материалистической, что астральной направленности, готовых отдать все загадки mundus somniorum по сходной цене, и в нагрузку добавить «прибор для осознанных сновидений» вместе с ворохом «суперспособностей», то сравнение очевидно не в пользу последних.

Могут сказать: «Ты просто стал старый, Фантас. Трава не такая зеленая. Женщины не такие молодые. Вот ты и бухтишь. Ностальгируешь. Просто ушла одна эпоха и началась другая — лучше. Это прогресс. Не ной, а найми SMM-менеджера, благо их сейчас по пятаку за пучок, раскручивай группу, добавь каких-нибудь курсов: «Как научиться осознанным сновидениям очень быстро» и «Открыть третий глаз строго научно».»

И здесь я, конечно, не соглашусь. Мог бы сказать, что трава все еще зеленая, а третьекурсницы все также не стареют, несмотря на то, что годы неумолимо идут, но лучше приведу пример из другой области, которой сейчас занимаюсь, и которая вызывает у меня пусть не идентичные, но схожие ощущения.

Некоторое время назад я занялся изучением классических языков: латыни, древнегреческого, иврита, вэньяня и т.п., и это открыло мне скрытую грань реальности: старинные книги, скрывающие в себе иной мир, а лучше сказать даже — иные миры. Вот эти ощущения — когда входишь в ОС, в неизведанный, неисследованный сновиденный мир и когда открываешь в оригинале какую-нибудь непереведенную средневековую книгу или книгу времен Ренессанса — они очень похожи.

Иным является и сообщество вокруг изучения таких языков. Оно не настолько активное, как сообщество вокруг ОС (что тогда, что сейчас), но оно также пронизано искренним любопытством к этих недоступным для взгляда праздного зеваки ушедшим в прошлое временам и эпохам и искренним желание разгадать их загадки. И для этого они ровно также — как мы когда-то — ищут техники и методики «как войти в ОС», то есть в латынь, древнегреческий или иной классический язык. И поскольку классические языки не очень популярное занятие, их не одолевают орды желающих любым способом заработать немного денег на жаждущих приобщиться к классическим языкам.

Мы утеряли эту атмосферу. Немногие осколки прежней эпохи еще тлеют, но прежнего огня уже нет. Как же так получилось?

Деньги и тщеславие

Сначала скажу про то, что может показаться корнем всех зол (на самом деле это лишь одна из проблем).

Мне бы не хотелось, чтобы сказанное понималось в духе времени как гневная филиппика против корысти, алчности и, тем паче, против капитализма. Мы просто оказались не готовы. Мы были подобны монахам, аскетам и мистикам, когда уходили в сновиденные миры и приобщались к его неисчислимым тайнам, но мы не были теми, кто делал это осознанно. Мы были в мире, но иногда не от мира — потому что мир нас не искал. Но когда он начал нас искать — то легко нашел. Кого-то поймал на желании немного (или много) заработать, кого-то — на желании окружить себя множеством виртуальных друзей и собирать лайки, но так или иначе: мир нашел нас, и он нас сожрал.

Форумы и соцсети

Упадку, вызванного коммерциализацией и профанацией сновиденной сцены, поспособствовал фактор смены интернет-технологии: с конца 2000-х форумы неумолимо уступали социальным сетям. Начался массовый отток пользователей, жизнь на форумах замерла, вместо этого сновидцы осваивали паблики и другие инструменты ВК, Фейсбука и, не к ночи будет сказано, Ютуба. Самое главное — этому тренду поддались не только «простые сновидцы», но и, скажем так, «генераторы контента» — те, кто писал статьи, придумывал разнообразные ивенты, квесты и так далее (в.п.с. не является исключением — и Вконтакт я расцениваю как одну из самых своих вредных привычек, от которой желаю однажды избавиться).

Но социальная сеть — это не форум. Форум — идеальная платформа для специализированных сообществ, вроде сообщества ОСевиков. Это идеальная площадка для продуктивных обсуждений, разделения обсуждения по разным тематических группам, выделения самого важного и т.п. Функционал того же ВК в этом плане крайне бедный, а «стена» — это просто антитеза форумного подхода: множество однодневных постов, сливающихся в одно неразличимое полотно, быстро уходящих «вниз».

Есть и другой момент — на форуме мы не были Васями, Петями, Машами, унылыми программистами, менеджерами и представителями других профессий. Мы были сновидцами, онейронавтами, исследователями неведомых миров. В соцсетях мы стали унылыми горожанами с их унылыми городскими проблемами и амбициями. Сновиденные форумы давали нам особую атмосферу, настраивали нас на особый сновиденный лад и отсекали от мирских проблем и забот — хотя бы на время, давая вдохновение для сновиденной практики. Форумы позволили нам стихийно организоваться в аналоги средневековых монастырей и ренессансных академий, в которых ищущие познания люди могли общаться на интересные темы в благоприятной обстановке. Социальные сети забрали это, растащив наше внимание на совершенно нестоящие того предметы.

Кастанеда и Хакеры сновидений

Есть и еще один фактор, сыгравший роль в том, что 2000-ые стали Золотым десятилетием для русской сновиденной школы и сама эта школа не стала калькой с англо-американской, как это произошло, например, со школой испаноязычного мира. Этот фактор — Кастанеда.

Какие два основных направления интерпретации осознанных сновидений были в англо-саксонском мире в 2000-ые?

Первое мы можем назвать «светским». Это как бы научное направление, в рамках которого утверждается, что сновидения — это сугубо продукт мозга и по этой причине обычно утверждается, что в сновидениях можно делать всё, то ли в смысле, что всё возможно, то ли все дозволено. Яркими представителями являются Стивен Лаберже в США и Михаил Радуга у нас. Проблема этого мировоззрения заключается в том, что оно быстро ведет к омертвлению сновиденного мира. Поскольку весь сновиденный мир — это «продукт мозга» (слушать это обычно невозможно без зевка), то никаких особенных тайн в нем нет. Сновиденные миры и их обитатели подобны однопользовательской игре, служащей для нашего развлечения. В общем-то, однопользовательская игра даже лучше, так как была специально для этого сделана и попасть в нее намного проще.

Второе можно назвать «астральным». Корнями это направление уходит в теософию Блаватской и ее последователей, таких как Чарльз Ледбитер. В этой интерпретации сновиденный мир более пестрый, но также не является источником тайны. В нем — каждый на своем месте. Махатмы махатмствуют, каждая «сущь» в своем ранге, занята своим делом. Сновидец тоже не ерундой занят, не какими-то глупыми исследованиями, но духовно развивается, помогает, например, заблудившимся душам добраться до нужного астрального плана, или участвует в войне Тьмы и Света. И т.п., в общем такой себе неоплатонизм для «нищих духом». Действительно мистического в этом направлении примерно столько же, сколько в предыдущем научного.

Однако в России в конце 90-х-начале 2000-х восторжествовал подход Кастанеды, который был совершенно иным и на Западе — давно забыт. Его работа началась как применение принципов феноменологической философской школы, которая говорит нам, что для познания чужой Тайны, нужно отказаться от собственных предубеждений и познать ее изнутри. В применении к сновидениям это заключалось в том, что мы принимали сновиденный мир как есть. Это не «продукт мозга», т.к. это, строго говоря не доказанный факт, а одна из исходных аксиом «светского» подхода к сновидениям, и это не описанная Блаватской или иным «астралопитеком» ангельская иерархия. И принимая его как есть, мы в духе Кастанеды старались набрать как можно больше фактологии, эмпирического знания и только после этого создать интерпретацию.

И самое главное — от учения Кастанеды нам передалось ощущение тайны и дремлющего неподалеку чуда, которым пронизаны его книги. «Магия — на кончиках пальцев». Магия — не как чудо-приборы для входы в ОС и полеты во сне без ограничений, магия — не выпущенный в «сущь» файербол, но как проявление Запредельного в нашей жизни. Чего-то совершенно иного, взгляд за занавесу, отгораживающей наш мир от иных граней реальности.

Другой удачей стали Хакеры сновидений. Я не говорю сейчас об одноименной серии книг, но о соответствующем направлении на русской сновиденной сцене, начавшемся в ранних 2000-х. Соединив феноменологический подход Кастанеды, старинные шаманские техники (картография сновидений) и свежий взгляд, они создали очень своеобразную интерпретацию сновиденной фактологии, пропитанной, как и у Кастанеды, ощущением тайны и магии, что находится на кончиках пальцев. И самое главное, они на десятилетие задали исследовательский вектор русской сновиденной школы, стремление сновидцев 2000-х разгадать загадки сновиденного мира. Все сообщества того времени были пронизаны этим духом, как бы они не относились к самим ХСам и Кастанеде.

Возвращение в Неаполь

Но вот мы в 2020-ых. Исследовательский дух не то, чтобы совсем потух, но лишь немного тлеет. На его углях маршируют продавцы курсов и онейроприборов, мелкие и покрупнее гуру, рассуждающие о том, что «сновидение — это продукт мозга» и пора уже открывать «третий глаз». Вместо форума, объединяющих увлеченных сновидениями людей — паблики вКонтакте со всеми указанными раньше минусами.

Можем ли мы если не переломить эту ситуацию, то отвоевать у мира уголок для онейронавтики и для исследования в компании единомышленников тайн сновиденной вселенной?

Наверное, можем. Но то, что в 2000ых получилось «стихийно», в 2020-ых необходимо будет делать осознанно. Пример тому — то же сообщество полиглотов. Да, у изучающих классические языки нет многих описанных выше проблем, но вот у сообщества изучающих современные языки — есть и еще какие. Желающие продать бедному полиглоту очередные курсы о том, как изучить немецкий или английский за три месяца — не переводятся. Социальные сети оказались ровно такое же негативное влияние на сообщество полиглотов. Как же оно преодолело этот кризис?

Ответом был: воссоздание сообщества на базе все тех же форумных технологий. Отчасти этому поспособствовал наметившийся отток пользователей из социальных сетей обратно. К настоящему времени первоначальное очарование этими диаболическими интернет-конструктами выветрилось, и стало понятно, что хорошее специализированное сообщество можно создать только на базе форума. К этому должно прилагаться определенный настрой создателей форума и тщательное культивирование его атмосферы. Создать и поддерживать форумное сообщество в наше время сложнее, но и других альтернатив тоже нет.

И чтобы закончить этот затянувшийся монолог на позитивной ноте, пожелаю, чтобы загадки сновиденного мира снова будоражили нашу кровь и пусть на бескрайних просторах интернета снова появятся сообщества онейронавтов, бесстрашно погружающихся в глубокие воды Онейроса — не ради денег, тщеславия или развлечения, но ради стремления к Запредельному.

P.S. Название статьи связано с песней Сергея Калугина «Возвращение в Неаполь», настроение которой гармонировало с настроением автора, когда он писал эту статью.

Другие статьи

* Комментарии премодерируются