Онейрон

О гностицизме Хакеров сновидений

Развитие того или иного движения в значительной степени определяется её создателем или создателями. Это верно и в случае Хакеров сновидений, причём некоторые доводят это до крайней степени, говоря, что Хакеры сновидений — это один или два человека. Это, конечно, не так. Если мы посмотрим на историю это движения — как раннюю, так и более позднюю — то в нём принимали участие многие, внёсшие значительный вклад в его развитие. Кто-то из них позже отошёл от участия в нём самостоятельно, многие были исключёны в результате «партийной борьбы», однако людей, сыгравших важную роль в истории ХС — значительно больше, чем один или двое.

Вместе с тем, нельзя и не отметить, что фундамент и каркас хакеросновидческой философии — действительно дело рук одного человека, а именно — Сергея Изриги. Бытует мнение — и не безосновательное — что анаграфическая персона1, стоящая за ним — это Сергей Трофимов, рижский переводчик. Так это или нет, для целей настоящей статьи неважно. Сосредоточимся на Сергее Изриги и том, а зачем, собственно, он основал это движение.

Первое, что нужно отметить в его биографии — это то, что своих успехов он добился отнюдь не только — и вероятно — не столько технике картографии, сколько тому, что практиковал, в том числе, классические методы западной магической традиции. В начале своего общения он упоминает об этом довольно скупо, вероятно, делая поправку на свою аудиторию, которая в то время представляла в основном смесь из кастанедовцев и светских сновидцев, практикующих «по Лаберже», которые были очень далеки как от методов западной магической традиции, так и от используемого ею языка. В дальнейшем он стал — осторожно и понемногу — делиться и этой стороной своей практики.

Из чтения ранних писем можно сделать вывод, что в конце концов у Сергея был сильный опыт, в результате которого он получил определённый опыт и сделал определённые выводы.

Пойми, все социальные структуры — это прутья клетки. Защита банков и программ – это аналогия “защиты наших стражей“. Все ныне существующие методы самопознания уже включены в их реестр, и пойманные звери могут бегать только по периметру загона.

Давай же отроем ямку и убежим в темный лес. Давай выявим элементы защиты наших “энергетических пожирателей“, взломаем их коды и ядро программы. Давай посмотрим, чей копирайт стоит в конце тех
директив, которые лишили нас свободы. Кто поставил на них печать? Бог, Орел или некая хитрая бестия с которой можно сразиться?

И тогда ты полетишь в далекие миры. Мы будем встречаться в удивительных пространствах, и ты будешь рассказывать мне о тонкостях второго внимания.

А я попытаюсь поднять людей на бунт, чтобы выломать двери курятника. Чтобы не 300 человек, а 300 миллионов рванули в разные стороны, накопив тот уровень силы, который нужен для такого побега.

Сергей Изриги «Письма»

Последний абзац является ключём к тому, какого рода движение основал Сергей Изриги. Несмотря на современную терминологию, традиция, к которой оно относится, очень стара. Она называется — гностицизм.

На рубеже и в первые века нашей эры получила распространение идея о том, что человек находится в заточении в материальном мире. Появилась она, скорее всего, не на пустом месте, а на основе сочетания определённых практик ИСС, распространённых в то время, и последующей интерпретации их результатов. Эти интерпретации в дальнейшем были адаптированы для широких масс и легли в основание зарождающихся религий.

Однако вместо того, чтобы цитировать гностических классиков, для изложения гностической позиции я приведу метафору.

Представьте, что вы проснулись в незнакомой комнате. Условия в ней сносные, возможно, кому-то покажутся и неплохими. Вы выходите из комнаты и видите, что в здании есть общая кухня, тренажерный зал и даже внутренний сад, однако затем обнаруживаете запертые двери. Выйти из здания, похоже, невозможно. Пообщавшись с другими обитателями, вы понимаете, что они тоже не знают, как здесь оказались. Некоторые из них намекают, что знают больше, однако не вызывают особенного доверия. Кто-то говорит, что это тюрьма. Кто-то говорит, что даже видел охранников.

В такой ситуации есть несколько моделей поведения.

  • Первый — принять ситуацию как есть и налаживать жизнь внутри доступного пространства. В конце концов, мы не знаем точно, почему здесь оказались. Вдруг, это не тюрьма, а, наоборот, убежище? Нас не заточили здесь, а спрятали от того, что происходит извне?
  • Второй — это поднять восстание. Крушить двери, колонны, бурить дыры в стенах, чтобы или разрушить здание полностью, или чтобы бежал не кто-то один с друзьями, а все или большая часть узников. А этот подход — именно то, чего хотели гностики, которые считали, что материальный мир является такой тюрьмой, и он должен быть разрушен, а заточенные в нём пленники должны бежать.
  • Третий — тщательно исследовать здание, найти спрятанные проходы или взломать одну из дверей, и попробовать найти проход наружу, но без поднятия восстания или другой подобной суматохи. Уйти из материального мира навстречу неизвестному должны только те, кто желает и те, кто готов. Этот подход мы можем назвать «герметическим», поскольку примерно такого взгляда на мир и побегу из него придерживались практики герметической традиции.

Давайте наложим эти подходы на практику картографии. Составляя сновиденную карту, сновидец обнаруживает, что карта, в общем-то невелика, а большая часть сновидений и вовсе происходит в нескольких локациях. При этом границы карты имеют защищённые проходы, подобно широко известному в узких картографических кругах Мегамосту. Много нам неизвестно. Почему вообще есть такое пространство? Почему есть защищённые проходы? Что от нас скрывают??!!

Вариант первый — сказать, что так и должно быть, и это нормально. Например, можно предположить, что это просто проекция обыденного мира на внутреннее сновиденное пространство, и оно и не должно быть большим. Зачем мозгу генерировать множество локаций, когда и одна сойдёт?

Критик, впрочем, может отметить, что при таком подходе ограниченность локаций в сновиденном мире говорит нам кое-что о мире реальном и нашей жизни в нём, которая, по сути, состоит из ограниченного набора пространственно-временных локаций, таких как «дом», «работа», «гостиница», «дом отдыха» и т.п. Меняются декорации и персонажи — вместо работы может появиться другая, одним летом поехать в один дом отдыха, а в другое лето в другой — но суть остаётся той же. Сновиденный мир в определённом смысле даже богаче, чем мир реальный — если все шаблоны обыденного материального мира укладываются в центральный шар на расширенной сновиденной карте, то в сновиденном мире, хотя бы, есть проходы ведущие куда-то, чему, вероятно, нет аналогов в материальном мире.

Герметическим вариантом будет индивидуальный путь по исследованию пределов сновиденной карты и их проходов. С искренне интересующимися можно поделиться опытом, но речи об идее массового восстания и разрушения «матрицы» речи не идет. В конце концов, нам не полностью ясна её роль и наша роль в ней.

А вот позиция, выраженная Сергеем Изриги, является классической гностической позицией. Процитируем ключевой параграф ещё раз:

А я попытаюсь поднять людей на бунт, чтобы выломать двери курятника. Чтобы не 300 человек, а 300 миллионов рванули в разные стороны, накопив тот уровень силы, который нужен для такого побега.

Вот почему я хакер сновидений.

Интересно, что движение Хакеров сновидений повторило путь остальных гностических учений. Бунт провалился, движение погрязло во «внутренней борьбе», сопровождаясь при этом усилением паранойи. При этом, как это часто бывает, гностические лидеры хакерского движения, фокусируясь на недостатках своего врагов — как по эту, так и по другую сторону сновидения, не слишком много внимания уделяли недостаткам своим собственным.

Нам стоит обратить внимание на этот урок, невольно преподанный Хакерами Сновидениями. Если мы и правда вознамерились осуществить «побег из Матрицы», то в первую очередь начать нужно не с предполагаемых противников и не с того, чтобы поднимать на восстание толпу духовных «рабочих» и «крестьян». Начать нужно с себя.

1 Я мог бы написать по-простому: «биографическая», то есть конкретный человек с паспортным именем, годом и местом рождения, но так ведь звучит намного умнее, n’est-ce pas? ☺

Другие статьи

* Комментарии премодерируются