Онейрон

Драконорожденный в Эдеме

История творения, излагаемая в Библии, интересна тем, что она не очень интегрируется в последующую религиозную традицию. В ней довольно много странных и очень интересных мест, заставивших богословам и комментаторам последующих эпох посвятить им немало размышлений. Особенно еврейским комментаторам, потому что христиане менее серьезно относятся к тексту Ветхого завета.

Давайте вспомним сам сюжет.

Изгнание из Рая

Бог создает небо и землю, отделяет воду от суши, засеивает землю растениями и населяет ее зверьми и пресмыкающимися, небо — птицами, а океаны — рыбами. Затем создает сад Эдем (Рай), в котором множество деревьев с фруктами и плодами, а для ухода за ним ставит Адам, первого человека. В помощь нему он создает женщину Еву.

В саду есть дерево познание, дающее возможность отличать добро от зла, и Бог запрещает есть с него плоды под угрозой смерти.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Бытие 2:16-17

Что такое отличать добро от зла?

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Бытие 3:6-7

Поддавшись уговорам змея и съев с дерева познания, человек приобрел способность мыслить по-новому. Адам и Ева и раньше были без одежды, но они не знали, что они наги, т.е. находятся в состоянии, противопоставленном состоянию «быть одетым». Они оделись не ради того, чтобы защититься от дождя или холода, но потому, что им стало стыдно ходить голыми.

По новому поведению Бог понимает, что запрет был нарушен, и сообщает Адаму и Еве, что жизнь их отныне будет крайне тяжела.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Бытие 3:16-19

Для такой жесткой реакции у Бога есть причины.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Бытие 3:22

(Здесь мы узнаем, что в Раю было еще одно необычное дерево.)

После этого Бог делает Адаму и Еве прощальный подарок

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Бытие 3:22

И изгоняет их вон из Эдема, закрывая обратный путь.

Материалистическая интерпретация

С условно научно-материалистической точки зрения интерпретировать библейскую историю творения довольно просто. Это миф, в котором рассказывается о переходе людей от собирательского общества к сельскохозяйственному и связанных с этим изменениях в сознании и мышлении людей.

Это вполне допустимая трактовка, но она не очень интересная (видите, мы ее изложили в несколько строк), а самое главное — она объясняет только часть элементов этой истории, представляющих интерес (для автора статьи). Давайте перечислим их.

  • личность змея
  • местоположение Эдема
  • кожанные одежды
  • дерево жизни
  • множественность Бога

И начнем с первого: личности змея.

Змей говорящий и прямоходящий

Адам и Ева не сами сообразили, что они не умрут, отведав плодов с дерева познания. Об этом им рассказал змей.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Бытие 3:4

Еврейские средневековые комментаторы, как и средневековые люди вообще, очень крепко стояли на земле — значительно крепче, чем мы, стоит отметить, — и личность и поведение змея вызывали у них множество вопросов.

Ну, во-первых, он говорит. Змеи, как мы знаем, в наше время говорят крайне неохотно, можно сказать, вообще не говорят, и в Средние века положение дел принципиально не отличалось. А этот конкретный экземпляр — говорил и довольно убедительно. Странным это казалось, так как казалось естественным — хотя это и не обязательно обоснованно — предположить, что говорить мог только человек. В ином случае мы должны исходить из того, что это не так, и змей обладал способностью к разговору. Этот вариант нравился далеко не всем.

Средневековый раввин и философ Авраам ибн Эзра в своем комментарии к Танаху, приводит следующие объяснения, распространенные в его эпоху:

  1. устами змея говорил Сатана;
  2. устами змея говорил ангел;
  3. змей говорил сам, и надо просто это принять.

Первые два варианта Ибн Эзра отвергает. Ангелы в иудаизме — это что-то типа роботов, свободы воли у них нет и бунтовать против Творца они в принципе не способны, так что и участвовать в этой истории не могли. С Сатаной история сложнее — еврейская мысль расходится с христианской и не придает Сатане того могущества, которое придают христиане, но, как бы то ни было, комментатор резонно замечает, что если бы змей был просто марионеткой Сатаны, то почему был наказан змей, а не Сатана?

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

Бытие 3:14

Есть и еще один интересный момент. Раз змей в качестве наказания стал «ходить на чреве своем», то есть ползать, значит, до этого он ходил как-то по другому. Сам я, размышляя об этом, по инерции предположил, что змей был похож на змею с лапами, то есть что-то вроде крокодила. Однако Ибн Эзра гораздо смелее в своих рассуждениях. «Очевидно для меня», — пишет он, — «что трактовать здесь надо так, как написано — змей говорил и ходил прямо». Бог дал разум человеку, почему же он не мог дать его и змею? — задает вопрос Авраам ибн Эзра. Действительно, почему бы и нет?

Змей в Раю

Змей в Раю

И, наконец, еще один важный вопрос. А как он вообще в Раю оказался? Ведь кроме человека там была только растительность. И это переводит нас к вопросу о том, где находился Рай.

Другие статьи

* Комментарии премодерируются