2023-11-17 · Религия и наука
·Представьте, что вы Гейзенберг. Не тот, который делал амфетамин, а тот, который физик. Вы сидите перед уравнениями Шредингера и спорите с Шредингером о том, что они вообще означают. Рядом ходит Нильс Бор, который повторяет: «Частица — это волна! Волна — это частица». Вы понимаете. что надо что-то делать, пока все не поехали крышей, и составляете заговор.
Вы сговариваетесь и выдвигаете копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, которая, с одной стороны, давала бы хоть какое-то толкование квантовой белиберды, описываемой уравнениями Шредингера, а с другой — тяп-ляп, но объяснила бы, каким образом запутанные квантовые объекты превращаются в обычный наблюдаемый мир.
«Квантовый объект», — говорите вы, — «описывается волновой функцией. А потом она коллапсирует, и оп-па — мы видим обычный привычный неквантовый мир.»
Ваши подельники сомневаются, но вы им говорите, — «заткнитесь и считайте! Нам просто нужна какая-то интерпретация, чтобы от нас отвязались. А мы будем просто считать по формулам.». Скрепя сердце, они поддерживают вас, и копенгагенская интерпретация становится общепринятой1.
Вы, наверное, подумали, что на этом дело и закончилось? Можно забыть об этом квантовом кошмаре, выдохнуть, и начать проповедовать научпоп, звучащий так, как будто он прямиком из XIX века?
Нет. Потому, что копенгагенская интепретация стала фундаментом, на котором расцвел New Age и связанные с ним магические практики.
Копенгагенская интерпретация, если мы на неё соглашаемся, немедленно заставляет нас задать следующий вопрос: «Когда происходит коллапс волновой функции?» Известный мысленный эксперимент Шредингера, в котором живого кота засовывают в коробку и превращает его в запутанную квантовую систему, состоящего из суперпозиции одновременно кота живого и мертвого, иллюстрирует именно эту проблему. Может ли такое действительно быть? Если нет, то почему? Что и в какой момент вызывает коллапс описываемого формулами квантовой механики мира в мир привычных объектов?
Юджин Вигнер, венгерско-американский физик-теоретик, идет дальше. В статье «Remarks on the Mind-body question», опубликованной в сборнике «The Scientist Speculates», ученый усложняет эксперимент Шредингера, замещая кота человеком. В результате рассуждений он приходит к выводу, что разум (в значении mind) человека играет ключевую роль в коллапсе волновой функции.
В научно-фантастическом романе «Карантин» Грега Эгана эта идея играет ключевую роль. В недалёком будущем в недрах какой-то корпорации учёные выясняют, что коллапс волновой функции происходит в мозгу, и это эволюционно развившаяся способность — по крайней мере, у человека. Способность эта работает бессознательно, но с помощью специального импланта можно натренироваться использовать её более осознанно. Например, выкинуть сто раз подряд шестерку костей. Или открыть любую дверь, а заодно и пройти незамеченным мимо камер. Как такое возможно? Очень просто – из всех возможных состояний, которые мог бы принять мир в результате коллапса волновой функции, вы выбираете тот, что нужен вам.
Однако Грег Эган — писатель. В своих романах он рассматривает различные интересные идеи и следствия, которые из них вытекают, но не подписывается на них. Однако представьте, что вы действительно согласны с копенгагенской интерпретацией, и после некоторого размышления соглашаетесь и с выводом Юджина Винера. Какое из этого можно извлечь руководство к действию?
Руководство к действию очень простое: бессознательный процесс, коллапсирующий суперпозицию множества возможных состояний мира в одно проявленное, можно попробовать взять под контроль и направить к собственному благу. И именно этот вполне рационально обоснованный вывод (при условии, что вы соглашаетесь на копенгагенскую интерпретацию) становится фундаментом множества магических и «эзотерических» практик второй половины и начала XX века.
Например, что делает Аристарх, когда записывает свое желание на бумажке, по определенным правилам преобразует его в специальное изображение-сигилу и затем визуализирует ее в течении какого-то времени, стремясь достичь определенного трансового состояния? Кто-то скажет, что он занимается ерундой. Но на самом деле, он занимается целенаправленным коллапсом волновой функции. То же самое делает Агафья, недавно просмотревшая фильм «Секрет» и теперь яростной визуализацией притягивающая желаемое будущее.
В статье «В сумерках атомизма» мы рассматривали процесс упадка атомистической метафизики и триумфального возвращения магов и жрецов Древних богов, одерживающих всё новые и новые победы над научными популяризаторами, и к тому, что уже было написано, можно добавить важную дату: год 1962-ой, год, в котором была опубликована статья Юджина Винера, ознаменовавшей конец механистического мира.
1 Несколько более подробно об истории создания копенгагенской интерпретации можно прочитать, например, в второй главе «The Curious History of Quantum Mechanics» книги «The Quantum Handshake: Entanglement, Nonlocality and Transactions» Джона Крамера.