2021-10-15 · Картография сновидений · Хроники Амбера
·Одной из ключевых концепций «Хроник Амбера» является «Лабиринт»: светящийся узор, начертанный в изначальном мире. Он воплощает в себе некие базовые принципы и структуру мультивселенной, а изначальный мир за счет этого отбрасывает множество «теней» (или в других переводах «отражений»), каждая из которых является полноценным параллельным миром, и каждый из этих миров, несмотря на их разнообразие, создан на основе этого узора и несёт в себе его отпечаток.
Есть ли аналог амберовского Лабиринта в сновиденной практике?
В цикле статей, посвящённых феноменологии сновидений, мы попытались дойти до самых оснований сновиденного опыта. Сначала мы освободили сновидение от сюжета, подсказывающему сновидцу, что происходит, и объясняющему многочисленные несуразицы. Оказалось, что за сюжетом стоят декорации.
Если сюжет сновидения можно уподобить театральному либретто, то то, что непосредственно представляется нашему взгляду, слуху и остальным трём основным чувствам — это декорации сновидения.
Затем мы сделали следующий шаг и рассмотрели то, что находится за декорациями.
Следующей составляющей сновидения после сюжета и декораций, которую мы рассмотрим, — это топосы. Можно было бы сказать «место», но в контексте сновидения обычное употребление этого слова подразумевает значительную сюжетную составляющую. Например, мне иногда снится, что в Воскресенске, в городе, в котором я довольно часто бывал в детстве. Однако объяснение, что это «Воскресенск» — это очевидное влияние сюжета, объясняющего, где я нахожусь, и к реальному городу его сновиденная версия не имеет никакого отношения. Он значительно меньше — всего несколько кварталов, в которых я быстро начал ориентироваться, а сами эти кварталы не имеют реальных аналогов.
Вместе с тем, освободив место «Воскресенск» от сюжета, мы можем сделать следующий шаг: освободить его от декораций. От сна к сну они могут отличаться. Например, потому что в разных снах воспринимаются разные части сновиденного городка или тот же квартал выглядит по-другому. Вместе с тем, по пробуждению или в самом сне я знаю, что это то же место, что и в других сновидениях. Абстрагированное от сюжета и декораций место сохраняет свою идентичность, и в этой качестве мы назовём его «топосом».
Однако топосы не являются изолированными элементами, но находятся в определённых отношениях друг с другом. Каждый из них находится где-то относительно других топосов, и они соединены между собой маршрутами. Иначе говоря, они образуют определённую структуру, на основе которой создаются сновидения. Это и есть сновиденный «Амберский лабиринт».
При этом, положение амберита отличается от того, в котором находится сновидец. Если в распоряжении амберита находится цельный Лабиринт, и ему нужно только его пройти, то сновидец начинает со множества осколков, которые ему сначала нужно собрать в цельную структуру, в чём и заключается суть практики сновиденной картографии.